Консультация для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей родного города"

Самкова Елена Михайловна

Воспитатель, МБДОУ детский сад №65, г. Ангарск, Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Самкова Е.М. Консультация для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей родного города" // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 40179


 

Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь только систематической работой, как на занятиях, так и вне их.

На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Широко используется наглядный материал: фотографии, репродукции картин, слайды, рисунки, схемы, макеты. От того как воспитатель преподнесёт материал, зависит, воспримет ли ребенок новые знания, или эта информация не затронет чувства детей, не вызовет у них желание узнать что – то новое.

Составляя рассказ о городе, воспитатель должен включать в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, учить их рассуждать, анализировать. Всё это помогает монолог воспитателя превратить в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует употреблять даты, так как дошкольникам не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, Дворцах культуры, соборах. В этих случаях не следует подробно рассматривать специальную архитектурную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Например: купол Собора, колонны Дворца культуры, часы на «Музее часов», куранты на Главпочтамте и т.д.

В работе с детьми по знакомству с городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, т.к. узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно.

Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Но необходимо помнить, что на целевые прогулки и экскурсии следует выходить, соблюдая все требования по охране жизни и здоровья детей

Приобщая детей к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы двор стал красивее; не сорить и т.д.

Работая по данной теме воспитатели широко используют дидактические игры («Узнай, где я нахожусь», « Где мой дом?» и др.), сюжетно-ролевые («Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта» …), строительные («Мосты», «Стадион», «Вокзал» …), опытно – экспериментальную деятельность (посадка цветов и насаждений и т.д.)

В нашей работе очень важна преемственность, сотрудничество с родителями. Педагог может посоветовать им, посетить те места, о которых он рассказал детям на занятиях, привлечь к изготовлению различных макетов, закреплению правил безопасности на улицах и дома ит.д. Рассматривая дома семейные фотографии, родители могут рассказать ребёнку об интересных случаях из жизни семьи, города. Предложить родителям выпустить рукописный журнал или слайдовую презентацию «Интересные истории», проиллюстрированные семейными фотографиями. Можно организовать в детском саду встречу, где будут звучать рассказы родителей о своей работе, о предприятии, на котором они работают, о продукции, которую выпускают.

Совместное проведение праздников, концертов – эффективное средство воспитания нравственно-патриотических чувств. Это: «День пожилого человека», «Осенняя ярмарка», «Новогодний утренник», «День защитников Отечества», «Масленица», «Весёлые старты», «День Победы», «День города».

В фойе, в группах можно организовать выставки семейных плакатов: «Любимый уголок родного города», «Мой дом», «Наши улицы» и прочие.

Работа по данной теме ведется с раннего детства. В детском саду начинаем работу по познанию родного края, города с младшей группы.

Рекомендуется следующая модель познания, которая представляет собой спираль, где на каждом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование нового.

(Деление на блоки условное, т.к. познавая родной город, мы говорим также и о населении, растениях, животных).

Предлагаем вашему вниманию примерный перечень тем по возрастам: Младшая группа (3-4 года): «Кто ты?», «Семья», «Где я живу?», «Дом городской и деревенский», «В гостях у бабушки в деревне», «Моя улица», «Экскурсия по микрорайону», «Вещи из бабушкиного сундука», «Мы идём в гости».

Средняя группа (4-5 лет): «Расскажи о себе»; «Экскурсии по территории детского сада, по микрорайону»; «Наш город»; «Работа родителей»; «Город и Новый год»; «Зимние забавы»; «Открываем бабушкин сундук»; «Праздник весны»; «Лето на реке»

Старшая группа(5-6 лет): «Расскажи о своей семье»; «Экскурсия по микрорайону»; «Город, где я живу»; «Царство растений»; «Знаки вокруг нас» - геральдика; «Новогодний город»; «Животные родного края»; «Весна на Ангаре»;  «Здравствуй лето» - экскурсия на водоём, на луг, народные игры.

Подготовительная группа (6-7 лет): «История родного края»- Знакомство с картами города и области; «Сибиряки - люди вольные»- одежда сибиряков, фольклор, традиции, обычаи, мини - музей; «Города Иркутской области»; «Животный мир родного края» - птицы, рыбы, животные, Красная книга края; «Растения родного края» -Красная книга, лекарственные растения, растения, как средства косметики; «Как отдыхали»- детские игры, православные праздники, создание макета экологической зоны (леса, луга, водохранилища).

Итак, задача воспитателя - научить дошкольника замечать вокруг то положительное , что создаётся руками людей, восхищаться историей своего города, ценить и беречь то, что нас окружает.

Литература:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.
  2. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.