Использование метода технологии ТРИЗ «Системный оператор» в развитии познавательной активности к миру природы у детей старшего дошкольного возраста

Хомышинец Марьяна Романовна

Воспитатель, МБДОУ д/с №11, г. Североморск, Мурманская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хомышинец М.Р. Использование метода технологии ТРИЗ «Системный оператор» в развитии познавательной активности к миру природы у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 39394


С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.

И мы, взрослые должны им в этом помочь – сформировать у детей такое качество мышления, как системность – способность ребенка воспринимать любой предмет, который он познает всесторонне, во всем многообразии связей.

Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор». Он позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.


Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А поскольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек.

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить   на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы   рассказать: какое оно, из чего состоит?

В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.

В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

В старшем дошкольном возрасте начинаем работу с полной версии «системного оператора» - «девятиэкранника», с помощью которого мы развиваем у детей системное мышление и учим познавать окружающий мир и мир природы.

Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. Но выполняя игровые действия, мы обязательно соблюдаем алгоритм деятельности – «мыслительные шаги»:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)

Игра «Яблонька» (рассматривание задуманного объекта)

- что это? (дерево) Какое оно? (красивое, живое - что делает?)

- из чего состоит?

- где находится (варианты ответов)

- чем дерево было в прошлом?

- где оно могло находиться?

- раз мы уже знаем, что это яблоня, какой она станет весной (цветущей), и у нее появятся (цветы), а какой она станет осенью (плодоносящей) и – яблоки.

- яблоки так и останутся на дереве? (варианты ответов).

Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.

Но также эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какие задачи нам необходимо решить.  И открывать только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. При этом достаточно рассмотреть систему только по вертикали, или по горизонтали, открывая по три и даже два «окошка».

Старшие дети уже хорошо владеют системным оператором, и когда мы им предлагаем игры на определение под-системных связей, то эти экраны они заполняют довольно легко. «Разбирая» любой объект на составляющие элементы, легко поддерживать у детей интерес к познанию объектов живой и неживой природы. Также у них расширяются и обогащаются знания о назначении, рассматриваемых объектов. Определение под-системных связей позволяет подробно описать внешний вид объекта.


Игра «Лиса» (описание внешнего вида животного)

Загадка о лисе.

Хвост пушистый, мех золотистый, 

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Из загадки уже понятно, где лиса живет и чем занимается, но подробно описать внешний вида животного нам поможет подсистема:

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие, хвост длинный и пушистый.  Хвост для лисы, как руль, помогает на поворотах, когда охотится на мышей и мелких грызунов. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.

 

Игры на выявление над-системных связей помогают определить и закрепить среду обитания живых объектов и их местонахождение.

Дети любят играть в эту игру и легко называют –

где объект живет или может находиться.

Игра «Слон» (определение среды обитания и местонахождения)

- где слон живет? (в Африке, в Индии)

- а где он может находиться? (цирке, зоопарке)

 

Игры на выявление прошлого и будущего объекта формируют у детей представления о том, что все живое растет и развивается, а также знакомят их с этапами жизненного цикла (сейчас, раньше, в будущем).


Игра «Я расту» («Лягушонок»)

Для словесного восстановления «девятиэкранника» можно использовать стихотворение М.С.Гафутулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экране посмотри!

В результате работы по использованию технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников у детей:

- развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- формируется системное представление об окружающем мире;

- растет словарный запас, развиваются творческие способности.

 

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, поддерживает их интерес к познанию мира природы.

 

Литература.

  1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003. 128 с.
  2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 112 с.
  3. Никашин А.И., Страунинг А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии, Ростов-на-Дону, 1991.