Дидактическая игра, как средство коррекции памяти и внимания у младших школьников с нарушением интеллекта

Евсюткина Полина Александровна

Учитель начальных классов, МБОУ "Икрянинская СОШ"

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Евсюткина П.А. Дидактическая игра, как средство коррекции памяти и внимания у младших школьников с нарушением интеллекта// Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 38043


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Рисунки к тексту


 

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассной деятельности дидактические игры и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Дидактическая игра является игровым методом и формой обучения умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося.  Способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. Они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игру у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредоточится, проявить интерес и инициативу на уроках.

В связи с особенностями развития детей со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит. Успешность решения задач по преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности ребенка с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от правильности выбора и использования методов работы. К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности этой категории учащихся, относится дидактическая игра.

Дидактические игры и упражнения, применяемые при обучении и воспитании умственно отсталых детей, описаны А.А.Катаевой, Н.Д,Соколовой, Е.А.Стребелевой. Система игр, предназначенных для уроков русского языка (1-4 классы), и методика их использования разработаны  Э.В.Якубовской, А.К.Аксеновой, для уроков математических дисциплин – А.А.Хилько, М.Н.Перовой (1-4 классы).

Любая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр. Присутствуют элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило. Дидактическая игра по структуре делится на сюжетно-ролевые игры и игры-упражнения.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Для ребенка с нарушением интеллекта важно научиться фиксировать и концентрировать внимание на заданных целях. Для этого проводятся дидактические игры на поддержание устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Для умственно отсталых детей длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении обучения в начальной школе длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Поэтому важны разнообразные дидактические  игры стимулирующие концентрацию, переключение, устойчивость внимания. Важно осуществить побор игр для развития познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта, которые учитывают следующие условия.

Для выбора дидактической игры нужно знать:

1.Учет индивидуальных возможностей детей.

2.Стимулирование интеллектуальной активности во всех видах деятельности и во всех формах.

3.Поощрение стремления к принятию любых видов самостоятельных решений, побуждение к таковым через создание игровых ситуаций и т.п.

4. Атмосфера в классе должна быть психологически комфортной для каждого ребенка, взаимоотношения с учителем – партнерские.

5. Игры должны быть разнообразными и решать комплексные задачи

6. Развитие познавательных процессов не может восприниматься как разовое мероприятие в рамках опытной работы – это должно стать нормой жизнедеятельности специального учреждения.

Учитывая своеобразие умственного развития детей с нарушением интеллекта перед педагогом стоят сложные задачи с одной стороны – обеспечить усвоение знаний умений и навыков, заложенных в программах, с другой – обеспечить развитие познавательных процессов , что крайне важно для социализации детей с умственной отсталостью. В этом ему может помочь дидактические игры как средство облегчающее процесс усвоения знаний и стимулирующие потребность в познании. Во время игры на уроке создается хороший эмоциональный         настрой, быстро снимает усталость. Можно отметить у учащихся бережное отношение к играм, раздаточному материалу, они стараются не испортить их; положительное воздействие игры на детей со сниженным интеллектом не вызывает сомнения.

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к умственно отсталым детям. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившейся предмет. Главное, чтобы у учащегося создалось впечатление идентичному положительному.

Приведем несколько примеров дидактических игр:

«Четвертый лишний»(рис.1)

Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры: Демонстрировать карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя.

«Парные картинки» (рис.2)

Цель игры: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Ход игры: Дети сидят за столом, на котором лежит 10-12 карточек, некоторые одинаковые. Нужно найти и назвать одинаковые и показать их играющим.

Можно усложнить игру: найти не одну пару одинаковых картинок а несколько. Дети рассказывают, чем схожи и чем отличаются предметы.

«Узнай силуэт»(рис.3)

Цель: формировать умение различать предметы по форме, пользоваться приемами зрительного наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность.

Ход игры:

 1 вариант:

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем показывает одну из карточек с изображением посуды и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

2 вариант:

На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).

Задайте дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она цвета? Для чего она нужна?

 «Собери картинку» (рис.4)

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на  4 части.

Ход игры:

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, неваляшка,  мяч и т.п.). Ученикам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка), которые они сравнивают с изображением.

И другие дидактические игры такие как: «Домино», «Где ошибся художник?», «Узнай по описанию», «Опиши соседа», «Загадки», «Шарады», «Анаграммы», «Ребус», «Кроссворд»,  «Узнай, кто это», «Раздели на группы».

Данные игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой или коллективной работы. В этих играх присутствует элемент соревнования. Это дает возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Их применять можно на этапе закрепления или повторения изученного материала, а так же для снятия напряжения после сложной учебной работы, во время внеурочной деятельности.

Данные игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психологических функций. Они активируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее.  При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов. Развивает произвольное внимание, вырабатывается устойчивость, усидчивость, стараются доводить начатое дело до конца.

Работая в классе, где учатся дети с умственной отсталостью, использовать дидактическую игру нужно всегда, на всех уроках. Играя, дети сами не понимают, как запоминают тот или иной материал.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Использование дидактических игр на уроках и во внеурочной деятельности значительно облегчат работу учителю по формированию интереса к предметам, и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащихся.

 

Список использованной литературы:

  1. Бгажнокова И.М Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно-методические материалы. М.: Владос, 2007.
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.
  3. Андреев О.А. Тренируйте внимание. М.: Просвещение, 1994. С. 135.
  4.  Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. С. 58-61
  5.  Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 184-220.
  6.  Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. М.: Педагогика, 1974. 146.