Чулева Ольга Евгеньевна
Воспитатель, МБДОУ №20 "Светлячок", г. Салехард, ЯНАО
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Чулева О.Е. Белоснежка и семь гномов: НОД по математике средняя группа // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 36963
Цель: Упражнять в умении свободно пользоваться планом, соотносить реальное пространство с планом. Способствовать усвоению на конкретных примерах понятий "быстро", "медленно", ориентируясь на темп звуков музыки, характер передвижения животных, скорость выполнения задания.
Материал:
Занятия лучше проводить на участке, где спрятаны шапочки гномов, по заранее намеченному плану. На участке лежит плоскостной домик, на бортиках песочницы стоят счетные палочки. В песочнице - 7 лопаток, около него большой и маленький таз с водой. Плошки по количеству детей. Музыка заранее подготовленная, под которую передвигается черепаха, улитка, червяк дождевой, заяц, воробей, лиса, волк; 7 шапочек масок этих животных; 7 карточек планов-заданий, по которым они должны найти свою шапочку гнома. Большая книга "Белоснежка и семь гномов".
Ход занятия
Дети сидят на пенечках на поляне вокруг воспитателя и слушают сказку.
- Сегодня к нам пришла в гости сказка. Слушайте и помогайте мне ее рассказывать.
... Жили - были на свете король и королева. Родилась у них дочка принцесса. Такая беленькая-беленькая, как снег. Как ее звали? Ответы детей.
... Вскоре королева мать умерла. Король женился на другой. Новая королева была очень злой и прогнала Белоснежку со двора. Что же оставалось Белоснежке делать?
Шла, шла девочка и забралась в большой лес (Входит Белоснежка, садится на пенек и плачет)
-Что случилось Белоснежка?
Придется мне теперь в лесу жить, а я никого не знаю здесь.
Только слышала, что здесь живут маленькие добрые человечки - гномы. А вы с ними не знакомы? Я слышала, что живут они в подземных лабиринтах, по которым без плана не пройдешь.
- Белоснежка, а нет ли у тебя этих планов? Наши ребята тебе бы помогли отыскать гномов. Правда, ребята?
Белоснежка раздает всем ребятам планы-задания, по которым они ищут гномов. У каждого свой план, где стрелкой отмечено направление и объекты участка - геометрическими фигурами, а сюрприз отмечен шапочкой. Кто находит по плану шапочку, становится гномом. Воспитатель помогает найти сюрприз, задавая вопросы ребенку:
-Что отмечено стрелкой? А, что обозначено прямоугольником? (Веранда)
- Значит надо идти за веранду, с какой стороны? (Слева) и т.д.
А Белоснежка хвалит их и помогает надеть шапочки.
-Вот мои друзья - гномы, - говорит Белоснежка, - как я рада.
- Где, же мы с вами будем жить?
Воспитатель предлагает детям построить дом, который бы они сами хотели.
С начало, дети планируют дом, а потом начинают на бортиках песочницы выкладывать его из счетных палочках.
-Какие красивые дома у вас на планах. А в нашем лесу уже был точно такой же дом. Только его нужно починить. Помогите мне, ребята, пожалуйста – говорит Белоснежка.
Дети поднимают лежачий на земле дом и укрепляют его. Затем рассматривают. Стены дома квадратные – как проектировали в своих домиках. Крыша треугольная, окно круглое и т.д.
- Вы хотите жить в этом доме? – Заходите.
Так и жили: Белоснежка и 7 гномов в этом лесном доме. Жили дружно, вместе работали, ухаживали за лесом, оберегали его. Каждое утро Белоснежка будила своим звонким, веселым голоском:
Доброе утро, гномики! Проводится физминутка по усмотрению воспитателя.
Белоснежка и гномы были добры к лесу, то у них было много друзей-животных. Однажды все звери решили сделать подарок Белоснежке. Они собрались все вместе, договорились о подарке и отправились к Белоснежке. Но получилось так, что гости пришли все неодновременно. Они тянулись целый день.
- Как вы думаете, почему? Ответы детей
-Кто из зверей мог прийти первым? Ответы детей
-Кто мог прийти позже всех? Ответы детей.
- А кто придет позже всех? Кто медленнее всех передвигается? Ответы детей.
- Кто позже всех пришел или приполз? Ответы детей
Те, кто приходил попозже расстраивались. Ведь они вышли все вместе.
- А почему? Ответы детей
А чтобы не расстраивались, Белоснежка предложила поиграть.
Дети надевают маски, и под музыку начинают передвигаться (дети внимательно слушают темп музыки и передвигаются).
Белоснежка просит помочь ей приготовить песок, чтобы показать, как можно с ним играть. Звери, которые медленно ходят, должны насыпать маленькую кучу песка в песочнице, а другие должны насыпать большую кучу песка. (Сравнивают, кто быстрее справился, и выясняют причину).
Еще одна просьба Белоснежки:
- Надо полить эти кучи песка. Сколько воды нужно для маленькой кучи? Какой таз возьмут улитка, червяк и черепаха?
- А для большой кучи песка, какой таз с водой нужен? Почему?
- Кто полил быстрее? Почему? (Обобщение воспитателя)
- Ой, молодцы, спасибо. Песок готов, чтобы с ним поиграть. Белоснежка показывает, что можно сделать с мокрым песком какие постройки.
Белоснежка прощается и уходит.
Так и живут в сказочном лесу - звери, птицы, насекомые с Белоснежкой и гномами.
- А вам ребята понравилось в лесу? Сегодня вы, узнали некоторые секреты леса, особенности его обитателей. Значит, будите любить и беречь лес.