Конспект индивидуального занятия "Путешествие на остров сокровищ"

МБДОУ д/с № 31 "Полянка", Владимирская обл., г. Владимир

Учитель-логопед

Победитель Всероссийского конкурса для педагогических работников дошкольных организаций "Лучший конспект в детском саду"

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Мишук О.В. Конспект индивидуального занятия "Путешествие на остров сокровищ" // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00033.html (дата обращения: 28.03.2024 ).

Тема:   автоматизация звука  в словах.

Цель: автоматизация звука [р] в словах.

Задачи:
образовательная: отрабатывать навык произнесения звука [р] в словах (в начале, в середине, в конце);
упражнять в согласовании существительных с числительными 2 и 5;
учить подбирать противоположные слова.
- коррекционно — развивающая: корригировать и развивать правильность произношения звука [р] при работе со слоговыми рядами;
развивать наглядно - образное мышление путем исключения 4-го лишнего; коррекция и развитие переключаемости внимания при работе с игрой "Повтори как я"; развивать пространственную ориентировку, следуя командам логопеда.
- воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: наглядный материал (карта "Острова в океане"); предметные картинки: парусник, крокодил, обезьяны, пират; набор картинок "Угощение"; набор "Кокосы" (кружки из картона с картинками на одной из сторон); сундучок  с конфетами, компьютер (презентация физминутки "Кораблик".)

Методы и приемы:

  1. Наглядный: - демонастрация наглядного материала.
  2. Иллюстрационный: - использование презентации физминутки;
  3. Словесный: - введение в игровую ситуацию;
  4. Игровой: - пальчиковая игра "Кораблик";
  5. Практический: -  артикуляционные упражнения для звука [р].
    Источники:
  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: ГНОМ, 2011. 216 с.
  2. Спивак Е.Н. Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет. М.: ГНОМ, 2012. 88 с.
  3. Физминутка "Кораблик" // Симанова О.А. Открытая интегрированная игра-занятие "В поисках сокровищ". URL: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/9167-sokrovisha.html
Ход занятия:


I. Оргмомент. (2мин.)
Логопед. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук?
Ребёнок. Р - р - р.
II. Повторение материала, пройденного ранее. (10мин)
Логопед. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные, гибкие доски для постройки (упражнение "Качели"). Проверяем доски на прочность (упражнение "Индюк"). Сколачиваем их прочными гвоздями (упражнение "Барабанщик"). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение "Парус", при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замечательная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усиливается! Можно готовиться к отплытию.
Теперь поднимаем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р - р - р. Давай столкнем нашу лодку на воду. Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р - р - р.
Ребёнок, повторяя за логопедом, произносит звук [р]. 
Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.
Берем курс на первый остров!
Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов - прокладывает курс.
Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.
Тра – тро – тру – тры                                                 дра – дро – дру – дры
Кра – кро – кру – кры                                                гра – гро – гру – гры
Пра – про – пру – пры                                               здра – здро – здру - здры
III. Изучение нового материала (15мин.)
Логопед. Первый остров оказался необитаемым, плывем к следующему.
А на втором острове живет зубастый, голодный...крокодил. Хочешь накормить его из наших запасов. У нас есть пирожки. Угощай крокодила: дай один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, тортом, персиками, бутербродами.
Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными 2 и 5.
Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова разбежались.
Что они сделали? Они решили, что к ним приближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лодку? (парусник). Может расскажем жителям острова, что есть у корабля. А если в слове есть звук [р], повтори это слово погромче, чтобы все слышали. Слушай внимательно: корпус, палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюпка, труба, мостик.
 Ребенок повторяет слова со звуком [р].
Логопед. А что же есть у нашего парусника? (корпус, парус).
Теперь жители не перепутают парусник с ... кораблем, а корабль с ... парусником.
Логопед. К какому острову мы отправляемся? (к четвертому). На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с картинками. В первой кучке кокосы, если звук [р] в начале слова, во второй - в середине, а в третьей - в конце. Помоги обезьянам разложить кокосы.
Звук р:  в начале слова: рак, ручей, рыба, рыбак.
             в середине слова: матрос, трос, штурвал, труба, корабль.
             в конце слова: катер, ветер, осётр, пар.   
Ребенок выполняет.
IV. Физминутка "Кораблик" ( презентация) (2 мин.)
Во время презентации ребенок делает пальчиковую гимнастику.
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки").
Логопед. Отдохнули немного, пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу следующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (пират).
Он не молодой, а...старый.
Не плохой, а... хороший.
Не злой, а...добрый.
Не сердитый, а...радостный.
Не растрепанный, а...аккуратный.
Не ленивый, а... трудолюбивый.
Не глупый, а...мудрый.
Логопед. Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на последнем острове. Ты путь по карте уже проложил? Отправляемся туда.
Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем?...(с сокровищами). Сделай шаг вправо, два шага вперед.
Ребенок двигается по "острову" - кабинету, следуя командам логопеда.
Теперь сундук нужно "откопать", а для этого найти лишние слова. Слушай внимательно.
Корабль, парусник, катер, вертолет.
Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.
Крыжовник, брусника, груша, смородина.
А вот и сундук. Что нужно с ним делать? (открыть). Что же там за сокровище?
Ребенок открывает сундук, в нем конфеты.
Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты - настоящее сокровище.
V. Итог занятия (1мин.)
Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в  поисках сокровищ?
Ребёнок. Звук Р.