Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (старшая группа, I год обучения). Тема: Новый звук - новый друг

МБДОУ детский сад № 11, Кировская обл., г. Кирово-Чепецк

Учитель-логопед

Победитель Всероссийского конкурса для педагогических работников дошкольных организаций "Лучший конспект в детском саду"

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Малахова Л.В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (старшая группа, I год обучения). Тема: Новый звук - новый друг // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00032.html (дата обращения: 18.04.2024 ).

ПРИЛОЖЕНИЕ: СМОТРЕТЬ ...

 

Дидактическая цель: формирование умения опознавать заданный звук изолированно, в  слогах,  словах,  предложениях.

Задачи:
Образовательные:
- знакомство с  артикуляционным и акустическим образом  звука;
- закрепление навыка выделения первого и последнего звука в слове;
- закрепление умения находить слова с заданным звуком и определения         позиции звука в слове;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- совершенствование лексико - грамматических отношений между членами предложения;
- выделение  четвертого лишнего  предмета, находить общее в оставшихся предметах.
Развивающие:
- совершенствование словесно-логического мышления;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания и памяти, творческих способностей детей.
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности в выполнении индивидуальных заданий; внимательности к речи педагога и  других  детей;
- формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения.

Оборудование: демонстрационные и раздаточные предметные картинки, символы для характеристики звука [Т], символ звука [Т] (гномик), конверт с разрезной картинкой (торт), цветок, телефонная трубка,индивидуальные синие квадратики , картинки – раскраски.

Методы: игровой, наглядный, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, практический, создание ситуации успеха.

 

 

ПЛАН образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
       1.1.Игра "Угадай звук".(1 мин.)
2.Ввод в тему.
       2.1.Игра "Четвертый лишний".(2 мин.)
       2.2.Упражнение "Определи первый звук".(1 мин.)
3. Изучение нового материала.
      3.1.Артикуляция звука. (1 мин.)
      3.2.Упражнение "Скажи, какой звук ".(2 мин.)
      3.3.Сюрпризный момент.(1 мин.)
      3.4.Игра "Кто самый внимательный". (3 мин.)
4.Физкультминутка.
      4.1.Игра  "Доскажи словечко".(2 мин.)
5. Закрепление.
      5.1.Игра  "Телефон".(1 мин.)
      5.2.Упражнение "Найди картинку".(2мин.)
      5.3.Упражнение "Где слышится звук?". (3 мин.)
      5.4.Упражнение "Придумай предложение".(2 мин.)
6.Итог.(2 мин.)
      6.1. Упражнение "Собери разрезную картинку".
      6.2. Подведение итогов занятия.
      6.3. Вручение раскраски.

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.
1.1.Игра "Угадай звук".
Логопед:
- Угадайте, какой звук я загадала?
(Логопед беззвучно артикулирует губами, произнося  гласные звуки [А], [У], [О], [И], а дети по – очереди угадывают их и садятся на свои места.)

2.Ввод в тему.
2.1.Игра "Четвертый лишний".
Логопед:
-Ребята, определите и объясните, какая картинка лишняя.
(Перед детьми на доске четыре предметные картинки. Дети находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор).
Примерный речевой материал:
Яблоко, ананас, тыква, банан.          (Фрукты – Овощи)
Тапки, ложка, вилка, чашка.             (Обувь Посуда)
Халат, платье, тумбочка, носки.       (Одежда – Мебель) 

Дети:
- Тыква лишняя, потому что это овощ, а яблоко, ананас и банан – это фрукты.
Выбранные картинки остаются на доске.
2.2.Упражнение "Определи первый звук".
(Логопед предлагает детям назвать выбранные картинки и самостоятельно определить первый звук в данных словах).
Логопед:
- Ребята, назовите, что изображено на картинках?
Дети.
- Тыква, тапки, тумбочка.
Логопед:
- Определите первый звук в этих словах.
Дети.
- В словах тумбочка, тапки, тыква слышится первый звук [Т].   
Логопед.
- Кто догадался, с  каким звуком мы сегодня будем играть?
Дети.
-  Мы будем играть со звуком [Т].
(Логопед убирает картинки с доски).

3.Изучение нового материала.
3.1.Характеристика звука.
Логопед:
- Внимательно посмотрите, как я  произнесу этот звук.
(Логопед произносит звук [Т] несколько раз).
- На что похож звук [Т]?
Дети:
- Звук [Т] похож на стук молотка, на стук дятла по дереву, на стук колес поезда.
Логопед:
- А сейчас вы посмотрите друг на друга и произнесите этот звук самостоятельно.
- Что происходит с нашими губами, когда мы произносим этот звук?
Дети:
- Губы улыбаются.
Логопед:
- Что происходит с нашими зубами?
Дети:
- Зубы открыты.
Логопед:
- Что происходит с нашим языком?
Дети:
- Язык во рту  поднимается за верхние зубки  и стучит по бугоркам.
Логопед.
- Что является преградой для воздуха?
Дети.
-Преградой для воздуха является язык.
3.2.Упражнение "Скажи, какой звук".
Логопед.
 – Ребята, определите, какой звук [Т] - гласный или согласный?  Почему вы так решили?
Дети.
 – Звук [Т] согласный, потому что воздух встречает преграду – язык.
Логопед показывает картинки – символы звука. (см. Приложение№ 1)
Логопед.
- Звук [Т] - звонкий или глухой?
Дети.
- Звук [Т] глухой, т. к. мы произносим его без голоса.
Логопед.
- Звук [Т] - твердый или мягкий?
Дети.
- Звук [Т] твердый, т.к. мы произносим его строго, сердито.
(Один ребенок даёт полную характеристику звука [Т] по выбранным картинкам – символам. Затем логопед убирает картинки - символы  с доски
и показывает картинку звука  [Т] – гномик в синем кафтанчике.
(см. Приложение № 2)).
Логопед:
-Это наш новый звук – новый друг, звук [Т]!
3.3.Сюрпризный момент.
(Логопед  показывает конверт, внутри которого разрезанная на  пять частей картинка – ТОРТ). (см. приложение №3)
Логопед:
- В руках у меня конверт, в котором разрезная картинка. За каждое выполненное задание, я буду доставать по одной части от картинки  и помещать на доску. В конце занятия вы узнаете, какой сюрприз вас ждет.
3.4.Игра "Кто самый внимательный".
Логопед:
-Сейчас мы с вами узнаем, кто самый внимательный.
- Хлопните в ладоши, если услышите звук [Т].
(Логопед произносит звуки, закрывая  рот рукой или  картинкой).

  • [А], [Т], [У], [Т], [И], [О], [Т].

Логопед:
- Топните, если услышите слог со звуком [Т].

  •  АТ, АМ, ЫК, УТ, НО, ТО.

Логопед:
- Выложите на столе столько синих квадратов, сколько раз услышите слов со звуком [Т].

  • ТОПОР, МАК, ТАНК,  ЛУК, ТАРАКАН, ДОМ, ТАКСИ.

Логопед:
- Все ребята были очень внимательные!
- Скажите, сколько слов вы услышали со звуком [Т]?
Дети:
- Мы услышали четыре слова.
Логопед:
- Назовите эти слова и скажите, чем они похожи?
Дети:
- В словах: топор, танк, таракан, такси - звук [Т] слышится в начале слова.
На доске появляется первая часть разрезной картинки.
4.Физкультминутка.
4.1.Игра "Доскажи словечко" (с цветком).
(Логопед предлагает детям выйти из-за столов и встать в круг).
Логопед:
- Я произнесу начало слова, а тот,  кому дам волшебный цветок заканчивает слово одним звуком [Т]. Затем называет получившееся слово и кружится с цветком.
Примерный  речевой материал:
КОМПО…   Т    (компот).
ЕНО…          Т   (енот).
БУКЕ…        Т   (букет).
БЕГЕМО…  Т   (бегемот).
САМОЛЕ… Т  (самолет).
Логопед.
- Ребята, вы заметили, чем похожи эти слова?
Дети.
- В этих словах звук [Т] слышится  в конце слова.
Логопед.
- Молодцы!
Дети занимают свои места.
На доске появляется вторая часть разрезной картинки.
5.Закрепление материала.
5.1.Игра "Телефон".
(Логопед предлагает повторить за ним чистоговорки со звуком [Т], передавая  телефонную трубку друг другу по – очереди).
Логопед.
- Повторите за мной так, как я скажу:
То -  то  - та - я везу кота.
Та – та – ты – зеленые кусты.
Ту -  ту -  то – новое пальто.
Та -  та -  ту – улицу мету.
То–  то – ты – я люблю цветы.
На доске появляется третья часть разрезной картинки.

 

5.2. Упражнение "Найди картинку".
Логопед.
-Выберите и назовите картинку со звуком [Т].
(Перед каждым ребенком на столе  три предметные картинки (одна из картинок со звуком [Т]). Дети выбирают картинки и по – очереди называют их).
Примерный речевой материал:
Дом – утка – сок.
Петух – муха  – лак.
Салат – жук – нож.
Игла – чай – самолет.
Туфли – акула – зубы.
5.3.Упражнение "Где слышится звук?".
(На доске карточки - схемы слов. (см. Приложение №4).
Дети по цепочке  выходят к доске и помещают свою картинку со звуком [Т]
на верхнюю, среднюю или нижнюю полочку доски, в зависимости от того, где слышится звук - в начале, в середине, в конце слова).
Логопед.
- Определите, где слышится звук [Т] в вашем слове?
Дети:
- В слове утка звук [Т] слышится  в середине слова.
- В слове туфли звук [Т] слышится в начале слова.
- В слове самолет звук [Т] слышится в конце слова. И т.д.
- Отлично, и с этим упражнением вы справились!
На доске появляется четвертая часть разрезной картинки.
5.4.Упражнение "Придумай предложение".
(Дети самостоятельно придумывают предложения по предметным картинкам на доске).
Логопед.
-Придумайте предложения по данным картинкам.
Дети:
- Мама купила в магазине новые туфли.
- Оля кормит петуха.
- Самолет летит над лесом. И т.д.
На доске появляется пятая часть разрезной картинки.
6. Итог.
6.1.Упражнение "Собери разрезную картинку".
(Один ребенок по заданию логопеда собирает части разрезной картинки на доске, на которой  нарисован ТОРТ).
Логопед.
- Ребята, скажите, чем интересно слово ТОРТ?
Дети:
- В слове торт звук [Т] слышится в начале и в конце слова.
6.2.Подведение итогов занятия.
Логопед.
- Молодцы! Вы так порадовали меня.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание показалось трудным?
6.3.Вручение раскрасок.
Логопед.
-Каждому из вас я дарю раскраску с тортом. (см. Приложение №5).

 

Список использованной литературы:

  1. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей детских садов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985.
  3. Лопухина И.С. Звуки, буквы, слова. СПб.: Корона Принт, 2004.
  4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей М.: Мозаика - Синтез, 2005.
  5. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 1999.