ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом №5", г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Воспитатели
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):
Пермякова Е.В., Гапоненкова Т.С. Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00014.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни человека и занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Необходимо отметить, что реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. Понятие «здоровье» имеет много определений. Самым содержательным, на наш взгляд, является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Культура здорового образа жизни способствует достижению человеком активного долголетия и полноценного выполнения различных социальных функций.
Основными компонентами здорового образа жизни являются :
Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется личность человека. И именно в этот период закладываются основы формирования культуры здорового образа жизни. Ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма, осознание значения личной гигиены, правильного питания, активного образа жизни.
Забота об укреплении здоровья ребенка, проблема не только медицинская, но и педагогическая. Коллектив педагогов ГКОУ СО "Екатеринбургского детского дома №5" для детей с ограниченными возможностями здоровья прекрасно понимает, что лишь правильно организованная образовательная работа с детьми обеспечивает формирование культуры здорового образа жизни, и это не просто гигиенические мероприятия.
Здоровье наших воспитанников обусловлено такими факторами, как наследственность, нарушениями в здоровье, условиями жизни и воспитания в семье и в образовательной организации. Формирование здоровой личности детей и в частности детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности, в специально созданной и организованной среде, способствующей развитию самостоятельности, самоорганизации, саморегуляции собственных действий.
Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Наиболее остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, формирование у него жизненно необходимых компетенций. Таким образом усвоение правил здоровьесберегающего поведения происходит путем формирования начальных представлений о социальных нормах взаимодействия, связанных прежде всего с отношением к себе и к окружающим.
На сегодняшний день формирование культуры здорового образа жизни находит отражение в педагогической теории и практике, однако эта проблема мало исследована по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детского дома. Вопросы формирования культуры здорового образа жизни у детей с сенсорными, двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями в условиях детских домов разработаны недостаточно, несмотря на то, что именно эти дети нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.
Особенности развития наших воспитанников влияют на формирование у них поведения, деятельности, эмоционально - волевой и познавательной сферы, что несомненно отражается и при формировании представлений о культуре здорового образа жизни. Воспитатели нашего детского дома стараются учитывать эти особенности для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к каждому ребенку при обучении навыкам поддержания и укрепления своего здоровья с учетом его состояния. Кроме того, опора на личный опыт детей при выполнении медицинских назначений способствует осознанию ими необходимости заботы о здоровье.
При формировании культуры здорового образа жизни у детей нами используются (дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья) следующие формы работы: наблюдения, демонстрацию способов действия, просмотр видео и фото материалов, иллюстрации, изобразительную деятельность, дидактические и сюжетно - ролевые игры; рассказы педагога, беседы, решение проблемных ситуаций, эксперименты, упражнения, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
Из нашей практики мы видим, что при выполнении гигиенических мероприятий наибольшую отзывчивость у детей вызывают потешки, прибаутки. Например:
Ай, лады, лады, лады,
Очень любим воду мы.
Чисто умываемся,
Мило улыбаемся.
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Ванечке - ладошки,
А пальчики - Андрюшке.
Хлюп - хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Не трогай, Славочка,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Славочка помоется,
Причешется, оденется.
Если утром не умыться,
Фея может удивиться.
Не узнать и испугаться.
Лучше будем умываться. (И. Гурина)
А также особый интерес вызывают:
Формирование культуры здорового образа жизни является крайне важным в укреплении здоровья воспитанников нашего детского дома, развитие у них самостоятельности, инициативности, ответственности в вопросах сохранения и сбережения здоровья; познание особенностей своего организма, возможных патологий здоровья и путей их исправления (развитие компенсаторных механизмов); знание основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование навыков саморегуляции собственных действий и взаимодействия с окружающими.