МБДОУ № 5 "Аленький цветочек", г. Тихорецк, Краснодарский край
Воспитатель
Победитель (диплом I степени) Всероссийского конкурса для педагогических работников дошкольных организаций "Лучший конспект занятия в детском саду"
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):
Посохова С.Б. Конспект занятия "Лес – многоэтажный дом" // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00010.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
Цель: уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях.
Задачи :
Предварительная работа:
Материалы:
Методические приемы: загадывание загадки, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, заполнение таблиц, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей, просмотр слайдов.
Оборудование : мультимедийная установка, магнитофон.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре, а куда вы узнаете по дороге (воспитатель предлагает занять детям места). Пока мы будем лететь, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, куда мы отправимся.
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешками,
Петю – сыроежками,
Катеньку – малиной,
Хулигана – хворостиной.
Дети : в лес.
Воспитатель: правильно, это лес. Пока мы с вами будем лететь в лес, давайте посмотрим , сколько интересного можно увидеть (просмотр мультимедййных слайдов , поинтересоваться у детей, каким видится все сверху, подвести к тому, что с высоты все кажется маленьким, у домов видны только крыши)
Воспитатель : Прислушайтесь … Слышите, как ветерок играет с листьями . А вот послышались голоса птиц (звучат голоса птиц) Слышите ? Синь –синь – синь – это песенка синицы, ча –ча- ча – а это сорока, чив- чив – чик- чирик – это воробей. Мы приближаемся к лесу (звучит музыка). Дети, а можно сказать, что мы слышали голос леса? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Вот мы и прибыли в лес, давайте выйдем из воздушного шара. Здравствуй , лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. Посмотрите, сколько деревьев в лесу, грибов, кустарников. Сколько красок… Красный, бордовый цвет можно найти в шляпках грибов и спелых ягодах брусники, клюквы. Желтый, оранжевый цвета дарят лесные ромашки и бабочки. Зеленый цвет вы найдете в траве, листьях и озорных кузнечиках. Голубой – в небесных просторах и прозрачных водах. Синий цвет спрятан на лесных полянках в васильках и колокольчиках. А фиолетовый цвет вот – вот улетит на крыльях жука (Показываются слайды с изображением леса на мультимедийной установке).
Воспитатель: А как вы думаете, кто самые главные жители леса ?
Дети: деревья
Воспитатель: Правильно, деревья. Какие деревья растут в лесу?
(показываются слайды с изображением деревьев и уточняются их названия).
Воспитатель: Ребята, перед вами картинки с изображением деревьев , попробуйте назвать их ( дети называют деревья, воспитатель спрашивает , как они узнали, что это береза, дуб, ель и. т.д.)
Воспитатель: Что еще растет в лесу? (ответы детей: кустарники, ягоды, грибы, трава…)
Воспитатель: Как вы думаете, кому и зачем нужны деревья, трава, кустарники и грибы? (ответы детей: животным , птицам, насекомым…)
Воспитатель: Правильно, в лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь), лесные птицы (сорока, соловей, сова, дятел), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары).
Воспитатель: А можно ли назвать лес многоэтажным домом? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы сейчас свами создадим свой лес (на панно собирается картина леса)
Воспитатель: А теперь давайте сравним лес с многоэтажным домом (к таблице-панно "Лес"подставляется таблица с изображением многоэтажного дома, от каждого этажа проводиться линия, проходящая через панно)
Воспитатель: Что растет на первом этаже? (ответы детей: трава, грибы , цветы….)
Воспитатель: Что растет на втором этаже? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, следующий этаж занимают кустарники и деревья поменьше и самый верхний этаж –высокие дубы и сосны. На всех этажах обитают жители леса. Расскажите какие обитатели леса на каком этаже живут? (ответы детей)
Воспитатель: Лес – это как большой многоэтажный дом. Там живет много- много жильцов, соседей. Они все нужны друг другу ( Показ слайда - многоярусность леса)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас живет в многоэтажном доме ? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь вы знаете, что многоэтажным может быть не только дом, но и лес (уточняется с детьми , что растет и кто живет на разных этажах леса)
Воспитатель: Как вы думаете, человеку нужен лес? (ответы детей)
Воспитатель: Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами (работа с таблицей - детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать те, на которых изображено зачем человек ходит в лес. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу )
Воспитатель: Дети, как вы думаете, лес можно обидеть? (ответы детей)
Воспитатель: Ко мне в руки попала жалобная книга леса. (дети рассматривают жалобную книгу, воспитатель зачитывает жалобы цветов, птиц и т.д.)
Воспитатель: А чем можно помочь лесу? (ответы детей)
На столе разложены картинки с изображением чего не следует делать и чем можно помочь.
Воспитатель: Я приготовила для вас 2 таблицы: на одной цветочек улыбается, а на другой грустит. Как вы думаете, почему? (ответы детей: цветок грустит – этого не следует делать в лесу, улыбается – чем можем помочь лесу).
Воспитатель: Давайте с вами выберем себе картинки и заполним таблицы.
(Дети заполняют таблицу о правилах поведения в лесу)
Воспитатель: Молодцы! Запомните эти правила и соблюдайте их.
Ребята, мы с вами говорили, что лес – это большой дом. В каждом доме есть хозяин. А знаете ли вы , кто в лесу главный хозяин? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, главный человек в лесу – лесник. Он хорошо знает всех обитателей леса и старается помочь им в трудное время. Он следит чтобы деревья не болели, гасит лесные пожары и сажает новые деревья взамен срубленным.
Лесников не так уж много в нашей стране, работа лесника трудная, а иногда опасная. Он живет в лесу вдали от города.
Давайте с вами посмотрим как лесник заботится о лесе (рассматривание таблицы).
Воспитатель: Ребята, подумайте, могут ли обычные люди помогать лесу, лесным обитателям? Как? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами много говорили о лесе, его обитателях, правилах поведения в лесу, необходимости леса для людей, о работе лесника. А сейчас нам пора попрощаться с лесом:
Лес дремучий , до свиданья! Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
Воспитатель: Давайте с вами сядем в наш воздушный шар и отправимся обратно в детский сад (дети занимают свои места).
Воспитатель: А пока мы с вами долетим, скажите, почему лес называют дремучим, могучим? (ответы детей)
Воспитатель: А что значит "ты расти на радость людям"?
Воспитатель: Как вы думаете, почему лес полон сказок и чудес? (ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами не заметили как долетели (дети выходят из воздушного шара). Мы снова в детском саду.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь вы знаете, что лес – это многоэтажный дом, в котором на разных "этажах"живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Знаете правила поведения в лесу и что в лесу главный человек - лесник.