Валеология в начальной школе

Соболева Наталья Владимировна

Учитель начальных классов, МБОУ гимназия № 5, г. Владикавказ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Соболева Н.В. Валеология в начальной школе // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 613000


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Диагностические тесты для младших школьников. Конспекты уроков по валеологии.


 

Здоровье – это подлинная ценность, которую человек ощущает и в которой испытывает потребность

 

По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Нужное направление «собственным усилиям» может указать валеология (от латинского valeo – здравствую) – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом (физическом), психологическом и социальном уровнях посредствам сохранения здоровья и повышения его резервов! Эффективность вышеизложенного зависит от многих факторов материального обеспечения, особенностей трудовой деятельности, экологической обстановки и т.д., но определяющую роль, по мнению авторитетов в области валеологии – И.И. Брехмана, Н.М. Амосова, В.Л. Леви и других психиатров и социологов играет нравственность и культурный уровень самого человека, его отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в «соучении здоровью с самого раннего возраста.» В школьных программах все больше расширяется разрыв со сложной современной жизнью, переплетением личных и государственных проблем. Все меньше уделяется времени на воспитание и приобретение учеником сознательной дисциплины. Очень трудно без этого искать свое место в жизни. Возникает педагогическая задача – формировать валеологические убеждения у школьников в образовательном процессе. И начинать это необходимо уже в начальной школе.

Возрастающее ослабление физической выносливости и душевной энергии при городской жизни без физической работы и закалки, и в то же время при значительной нервной нагрузке, расстраивает биологическую природу человека. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми в любой ситуации. Но таких немного. 

Необходимо ориентировать ребят с ранних лет (т.е. еще с начальной школы) на развитие у них собственных валеологических убеждений. Если человек любит себя, мир, людей, если он владеет культурой мышления, знает, для чего он живет – он сумеет справиться со всеми своими проблемами. На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Все учителя, долго работающие в школе, видят, что состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, это вызывает обоснованную тревогу. Данные в медицинской литературе свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1-го класса и 93% – старшеклассников. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. К сожалению, медицина сегодня фактически не справляется с возложенными на нее обязанностями, в связи с этим возникает необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным. Валеологию нельзя воспринимать как сугубо медицинский или спортивный курс оздоровления. Рамки ее возможности намного широки, чем эти два, конечно, тоже необходимых направления.

Школьная валеология включает в себя преподавание знаний, которые в других специальных предметах не связывается с сохранением и укреплением здоровья. Это и анатомия, и физиология человека, и элементарные знания по гигиене, о вреде табака и алкогольных напитков, наркотиков; психология знания таких методов оздоровления, как закаливание, использование народных средств, аутогенные тренировки и т.д.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Необходимо отметить, что во многих образовательных учреждениях города ведется большая работа в направлении укрепления здоровья детей. Поэтому вновь разработанные, с учётом требований ФГОС школьные комплексные программы обучения здоровью, базируются на уже существующих в школах программах оздоровления учащихся. Сейчас многое делается, чтобы лучше проходили занятия физкультурой в школе. Каждое утро в классах начинается с физической зарядки. Введён дополнительный час физической культуры. Есть ещё физкультминутки, подвижные игры, дни здоровья, туристические походы.

Для ребят внутри школ проводятся соревнования по многим видам спорта с красивыми завлекательными названиями: «Старты надежд» -- спортивные игры, «Белая ладья» – шахматы, «Кожаный мяч» – футбол, «Папа, мама, я – спортивная семья» – семейные эстафеты . В этих соревнованиях участвуют практически все ребята начальной школы.

Основной целью школ является создание единого валеологического пространства для формирования личности, гармонично развитой физически и психически, так как «Здоровые дети - благополучие общества». Необходимо каждому учителю, работающему с учащимися младших классов создать программу, в которой педагог мог бы дать минимально достаточный объем знаний, необходимых ребенку для осмысления своих личностных особенностей, природных качеств и причин человеческого бытия. Научить ребенка задавать вопросы. Обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать. Программа по валеологии должна быть ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Программа по валеологии должна включать в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Методика работы с детьми по валеологии строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий Уроки должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание уроков по валеологии должны быть наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Необходимо использовать другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительную, театрализованную и др.) при обучении. При этом обеспечивать развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания, через них постепенно формировать у учащихся качеств, присущих школьнику.

Игры, задания, упражнения, правильно подобранные педагогом, должны способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Необходимо, чтобы дети научились понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Младшие школьники на этих уроках должны научиться, например – рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.

В ходе занятий по валеологии предлагаются различные типы и формы: беседа, дискуссия, практикум, размышление, праздник, встреча с интересным человеком, экскурсия, викторина, состязание, турнир и т.д.

Практический раздел занятий сводится к тому, чтобы учащиеся в ходе практических действий имел возможность пережить различные эмоциональные состояния. Только тогда произойдет постепенное принятие или непринятие ребенком конкретных действий для укрепления собственного здоровья. Формирование валеологических убеждений происходит по формуле: «логическое познание (мысль) – пережито (чувства) – принято (это мое) – сделано (моя деятельность и мое поведение)».

Теория должна закрепляться практикой или наоборот: теория может вытекать из практики. Главное – знание должно быть пережито ребенком, а новые знания чаще приобретены самостоятельно и практически.

Свободный осмысленный выбор учеником своего Здорового образа жизни происходит через развитие культур:

  • культуры мышления;
  • культуры этики;
  • культуры движений;
  • культуры традиций.

Действующим началом должны являться его валеологические убеждения.

Возможны и новые формы занятий:

  • «Палитра увлечений» – серия индивидуальных рассказов детей про свои любимые занятия в свободное время и демонстрация предмета увлечений.
  • «Разговор при свечах» – дружеская беседа о проблемах в общении, взаимопонимании детей и взрослых и т.д. Начинается разговор с ритуала зажигания свечи и завершается ритуалом гашения свечи.
  • «Открытый микрофон» – выступление ораторов-учащихся перед классным коллективом по острому вопросу жизни класса, проблемам в поведении, учёбе и т.д.
  • «Этический театр» – это постановка средствами художественного материала проблемных спектаклей, рисующих перед зрителями явления жизни и человека, столкнувшегося с жизненной проблемой.

Необходимо проводить в начальной школе «Уроки здоровья».

Учителям надо решать следующие основные задачи:

  • Формирование у детей младших классов основ физиологической, физической, психической интеллектуальной культур;
  • Формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
  • Привлечение к соревнованиям и конкурсам детей, создание для всех участников равных шансов на победу;
  • Выявление творчески одарённых детей, обладающих уникальными физическими, двигательными, художественными способностями, содействие полному раскрытию этих способностей в спорте, искусстве, техническом творчестве и других видах деятельности;
  • Предотвращение появления вредных привычек и опасных влечений, т.е. факторов риска здоровья за счёт формирования отношения к собственному здоровью индивидума.

Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.

Исходя из этого можно определить следующие направления работы:

1. Профилактическое.

Это направление опирается на профилактику возможных заболеваний. Этот путь предполагает повышение внимания медицинских работников к здоровью ребёнка, передачу учащемуся базовых знаний о здоровье, формирование умений размышлять о своём здоровье и критически оценивать те привычки, которые сложились у него с точки зрения пользы для здоровья. Кроме того, этот путь предполагает:

  • создание основных условий для сознательного со стороны ребёнка отказа от вредных привычек и частичное формирование полезных для здоровья жизненных умений и навыков; 
  • передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье;
  • медико-социальный мониторинг состояния здоровья учащихся;
  • работу по профилактике вредных привычек;
  • профилактику возможных заболеваний.

2. Научно-методическое.

Здесь должны быть рассмотрены внешние факторы, которые действуют в школе и отражаются на здоровье. Сильнейшим фактором, влияющим на здоровье ребёнка, выступает негативное воздействие действующей системы обучения. Большие физические и психические нагрузки на детей, возникающие в ходе обучения, тоже становятся причиной ослабленного здоровья детей. Поэтому сегодня в школах всё популярнее становятся идеи снижения учебной нагрузки. А также изменения форм и методов ведения уроков; обучение учащихся способам и приёмам взаимодействия друг с другом и со взрослыми; создание среды сотрудничества при взаимодействии школьников в ходе учебного процесса.

Необходима разработка учителями программы валеологического воспитания и обучения для учащихся начальных классов, плана реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, внеклассных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни; планов уроков по валеологии с элементами валеологического самоконтроля.

3. Оздоровительно – восстановительное.

Основой этого направления служит создание условий для формирования здорового образа жизни, а именно создание такой системы школьного обучения, которая, во-первых, противостоит негативным влияниям на здоровье, и, во-вторых, позволяет ребёнку развивать свои собственные стремления и за счёт этого реализоваться как личность. А также:

  • Создание условий для повышения двигательной активности школьников 
  • (увеличение часов на занятия по физической культуре, обязательное применение физкультпауз; создание системы спортивных секций)
  • Создание системы кружков и секций для реализации внутренних потребностей и стремлений учащихся в деятельности различного вида;
  • Вовлечение учащихся в школьные, городские, районные, республиканские спортивные мероприятия, олимпиады по физической культуре;
  • Организация дней здоровья.

Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.

 

Приложение: Диагностические тесты для младших школьников. Конспекты уроков по валеологии.