Математическое путешествие в Космос

Захарова Ольга Евгеньевна
Вороненкова Юлия Николаевна

Воспитатель, ГБОУ СОШ СПДС №20 "Ягодка", г. Жигулевск, Самарской области
Воспитатель, ГБОУ СОШ СПДС №20 "Ягодка", г. Жигулевск, Самарской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Захарова О.Е., Вороненкова Ю.Н. Математическое путешествие в Космос // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 35009


План-конспект организованно  образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности «Математическое путешествие в Космос»

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий, становление сознания;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- Способствовать становлению самостоятельности, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.

ОО «Речевое развитие»:

- Способствовать владению диалогической речи, как средством общения и культуры.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- Способствовать самостоятельной творческой деятельности детей.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математическим заданиям.

 

Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания (ОО «Познавательное развитие).

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

 

- Развивать эмоциональный интеллект (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

Образовательные:

- Вызвать интерес к содержанию математического путешествия (ОО «Познавательное развитие»).

Методы и приемы:

Практические: ПГ «Будем в Космосе летать»; выполнение игрового упражнения; КРД «Летим в Космос»; выполнение заданий по карточкам; выполнение заданий на листах в клетку; выполение задания из танграма за столом.

Словесные: словесные: вопрос, объяснение, поощрение, ПГ «Будем в Космосе лететь», КРД  «Летим в Космос»,

индивидуальные и хоровые ответы детей, чтение дополнительного материала.

Наглядные: рассматривание заданий

Раздаточный материал: половина листа в клетку на каждого, половина листа формата А4 на каждого, геометрические фигуры (квадрат) разного размера на каждого, набор танграма на каждого, цветные карандаши, изображение ракеты для раскрашивания по цифрам на каждого.

Ход

Приветствие (под спокойную музыку дети выполняют приветствие).

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуй, Солнце!

(Руки поднять вверх)

Здравствуйте, гости.

(улыбаются гостям).

Здравствуй, Земля!

(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!

(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!

(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).

В: Ребята, посмотрите, ко мне на электронную почту пришло письмо от космического жителя. Давайте его прочитаем. Дима, прочитай самостоятельно.

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители далёких космических планет. У нас беда. На всех наших планетах рассыпались математические задания, всё перепуталось – не порядок. Мы знаем, что вы умеете считать, решать, отгадывать. Помогите, пожалуйста,  навести порядок на наших планетах. С уважением, жители далёкого космоса».

В: Ну что ребята, мы сможем помочь жителям космоса?

Д: Да

В: А на чем же можно добраться до другой планеты?

Д: На ракете, станции, шатле…

В: Тогда я предлагаю  узнать, на чем же мы отправимся в наше космическое путешествие. Проходите за столы, на которых лежит задание, выполнив которое, вы и узнаете, на чем мы полетим.

Задание «Графический диктант «ракета»

В: Что же у вас получилось,  посмотрите?

Д: Ракета.

В: Ребята, давайте вспомним, какое сегодня число, день, месяц, год. Обратите внимание на часы, который час, что обозначают стрелки на часах?

- Переверните свои листочки другой стороной, что вы видите?

Д: Цифры.

В: Да цифры, но эти цифры не по порядку, выстройтесь по порядку и назовите свою цифру.

Д: Выстраиваются, называют.

В: Итак, занимаем места, готовимся к старту.

В: Отлично. Все на своих местах?

Д: Да

В: Просьба принять исходное положение (сесть, подогнув колени, руки скрестить на груди), начинаем обратный отсчет. 10, 9, 8…1,0 – ПУСК!

Звучит космическая музыка, на экране звездное небо. Дети имитируют гул моторов.

На экране появляется первая планета с изображением инопланетянина

  1. Планета «Посчитай-ка»

Звучит приветствие жителя планеты:

Здравствуйте, Земляне. Мы жители планеты «Посчитай-ка» приветствуем вас. У нас беда. На нашей планете рассыпались и перепутались все гири и весы. Помогите, пожалуйста, нам  все расставить по своим местам. Задание вы найдете в конверте.

  1. Дидактическая игра «Весы» (3 группы детей, стоя у столов)

Дети выполняют задание. В конце звучат слова благодарности от инопланетянина.

Инопланетянин благодарит детей: «Спасибо, ребята – вы нам очень помогли.

В: Ну что ребята, полетели дальше? Просьба занять свои места в ракете.

Звучит музыка, ракета летит дальше.

  1. Планета «Измерялка»

Звучит приветствие жителя планеты:

«Здравствуйте ребята. На нашей планете Измерял-ка беда. Все строения разрушены, помогите построить города заново. Задание вы найдете в конверте».

  1. В: У вас на столах квадраты. Напомните, чем отличается квадрат от других геометрических фигур? (Ответы детей) Вам необходимо измерить сторону всех квадратов и результат записать на квадрате. Затем построить пирамиду, где внизу будет квадрат с самой длинной стороной, затем квадрат со стороной покороче, и наверху квадрат с самой короткой стороной.

Дети выполняют задание (за столом, сидя).

В: Ребята, а вот ещё одно задание, да совсем не простое.

Предложить детям по замыслу выложить космических животных из танграма.

Д: выполняют задание, называют получившихся животных.

  1. В: А теперь предлагаю поиграть

Физ.минутка «Летим в космос».

– 5,  4,  3,  2,  1!                              

 Поднимают руки рывками через стороны.

Вот мы в космос летим!                

Соединяют руки в «замок».

Мы взлетаем высоко,                   

Бегут по кругу.

Мчит ракета быстро.

Полетим мы далеко

К звездочкам лучистым.

Вокруг звезд мы облетели,           

Кружатся.

Выйти к звездам захотели.

В невесомости плывем                 

Ходят, делая плавные движения руками.

Рядом с нашим кораблем.

Снова дальше летим,                    

Садятся на свои места.

В иллюминаторы глядим.

В: Посмотрите, ребята, я обнаружила еще один конверт, в нем задание.

«Уважаемые земляне. У нашего инопланетного повара с планеты «Посчитай-ка» большая проблема. Он не может проверить, сколько крупы осталось в запасах. Вот вам емкости с крупой и две космические ложки. Вам необходимо посчитать, сколько в стакане больших ложек, а сколько маленьких ложек крупы. Обращаю внимание, что после того, как вы отмерили ложку крупы, должны положить счетную паллочку и так с каждой ложкой. В конце измерения сравнить результат. Сначала большой ложкой пересыпайте, затем маленькой»

  1. Задание «Какой крупы больше» (сидя за столами)

Дети выполняют задание. Воспитатель обращает внимание детей на то, что чем меньше условная мерка, тем большее ее количество умещается в измеряемом веществе в данном случае крупе. Звучит благодарность инопланетянина. Дети отправляются в полет.

Благодарственные слова инопланетянина: «Мы вам очень благодарны, теперь наш город, как новый, ещё лучше прежнего, а наш повар счастлив, что запасов хватит надолго».

В: Ну, что ребята, продолжаем наше математическое путешествие по космическим планетам. Занимайте места в нашем корабле.

(Летят под музыку), попадают на следующую планету.

3 Планета «Развлекайка».

В: Ребята, посмотрите какое интересное дерево на этой планете. На каждом листочке номер задания, а вот конверт, в нем под каждым номером хитрая загадка.

  1. Шуточные задачки (Стоя возле дерева)

В:

1. если стол выше стула, то стул…? (ниже)

2. если река шире ручья, то ручей…? (уже)

3. если штанга тяжелее подушки, то подушка…? (легче)

4.  если сестра младше брата, то брат…? (старше)

5. Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем окуня. Какая рыба поймана раньше всех? Какая позже всех? (1 – щука, 2 - ерш).

6. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? 
(Одна)?

7. сколько хвостов у четырех котов?

8. снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?

9. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок).

10. Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа).

11. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной).

12. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели).

13. Сколько рогов у 3-х коров? (6).

14. Сколько концов у одной палки? (2).

В: Смотрите, а за деревом конверт еще один, и снова в нем задание. Белые половинки листов. И задание такое. Выполните геометрический диктант.

Голос Инопланетянина: « Какие вы смекалистые, вот бы нам быть такими умными, тогда бы на нашей планете всегда был бы порядок.

Дети выполняют задание

В:   А сейчас я предлагаю немного отдохнуть нашим пальчикам, ведь никто не знает каким будет следующее задание «Пальчиковая гимнастика»

"Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе лететь.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

В: Снова в путь, занять свои места. Полетели.

(Летят под музыку).

4 . Планета «Угадай-ка» (на коленках на ковре).

«Здравствуйте, ребята, помогите нам решить сложную задачу. Не знаем, что должно быть в пустом окошке.

В: Перед вами логические карточки, вам надо заполнить пустые окошки, но это задание вы будете выполнять сидя на ковре.

Д: выполняют.

В: Ребята, пора торопиться, летим дальше.

(Летят под музыку).

5. Планета «Решай-ка»

«Здравствуйте, милые дети. Помогите нам решить арифметические задачи. Задачки вы найдете в конверте»

В: Я вам напоминаю, что задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа.

В: Послушайте мою задачу и, вспомните, как нужно правильно ее составлять.

Дети (по желанию) выбирают карточки с нарисованными арифметическими задачами, дается время на придумывание. Один ребенок выходит и загадывает задачу всем детям. Другой ребенок, по желанию говорит решение и верный ответ.

В: А вот еще задание: со счетными палочками:

- Наберите 7 палочек, и подумайте, как можно из них составить 3 одинаковых треугольника.

- Отсчитайте 6 палочек и выложите домик, переложите 2 палочки, чтобы получился флажок.

- Наберите 5 палочек, выложите квадрат так, чтобы в нем было 2 одинаковых треугольника.

 

Голос инопланетянина: «Спасибо дорогие ребята за помощь. Теперь на наших планетах все на своих местах. До свидания».

В: Ну вот ребята, это была последняя планета и нам пора возвращаться домой. Просьба занять свои места в ракете. Даем отсчет.

Звучит космическая музыка, и затем музыка с шумом природы, дети выходят из корабля.

В: Вот мы с вами снова в нашем д/с «Ягодка» на нашей планете Земля. Понравилось путешествовать? Так давайте запишем в бортовой журнал, где мы с вами побывали и что вам больше всего понравилось.

Проводится итог занятия. Педагог пишет со слов детей.

В: А для истории мы по цифрам закрасим космические предметы.

Дети рисуют, рисунки и вкладывают в бортовой журнал.

В: Ребята, посмотрите что я еще нашла, какая то посылка….(конфеты, записные блокноты).

 

Список литературы:

  1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.: Просвещение, 1979.
  2. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика //Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. № 3.
  3. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2006. - 144 с.
  4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.:ТЦ Сфера, 2004. С. 5-8.