Музыкальные способности детей дошкольного возраста

Анисимова Татьяна Владимировна

Музыкальный руководитель, МБОУ Никольская ООШ, Гатчина

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Анисимова Т.В. Музыкальные способности детей дошкольного возраста // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 33531


Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект челов6ека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Бетховена, Моцарта, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать. 

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.

В детском саду на музыкальных занятиях педагог использует и подбирает игры, задания, игровые упражнения, которые помогают научить ребенка искусству слышать музыку. 

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. 

Поэтому, все разговоры о наследственном плохом слухе – беспочвенны. Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит, питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

  1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
  2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают такие желания, то делает все это он неумело и неуклюже. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется лишь время и терпение.
  3. Отсутствие какой-либо способности может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослых является устранение нежелательного «тормоза».
  4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
  5. Что же такое музыкальность?
  6. Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
  7. Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Анализ и изучение учебных программ показало, что развитие музыкальных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития музыкальных способностей.

Основными принципами построения авторского курса развития музыкальных способностей дошкольников явились: рассмотрение проблемы развития музыкальных способностей дошкольников с позиций системного и личностнодеятельностного подхода; согласованность с возможностями учебных дисциплин.

Авторская программа «Развитие»:

Пояснительная записка.

В основу программы легла идея А.В. Запорожца о развитии способностей дошкольников.

Цели программы:

- развитие у детей музыкальных и художественных способностей детей;

- развитие системности, диалектичности мышления;

Задачи программы:

1. создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников;

2. овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки (пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).

В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Принцип построения программы – тематический. Наличие 6 тем, которые изучаются в течение одного – двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

1. «Музыкальные инструменты»

2. «Природа и музыка»

3. «Сказка в музыке»

4. «Радость и грусть»

5. «Танец, песня, марш»

6. «Путешествие с любимыми героями»