Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов рисования

Савинова Татьяна Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №26", Челябинская область город Снежинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Савинова Т.А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов рисования // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 33439


Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Развитие должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Дошкольное образование должно охватывать и пронизывать собой все виды развития: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое и художественно-эстетическое.

Творческое мышление является высшей психической функцией и свойственно только человеку, что делает проблему его развития очень значимой. Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются.

Возникновение и развитие творческого мышления – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы мышления. Только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов.

С целью развития творческого мышления в дошкольных организациях используют нетрадиционные приемы рисования: рисование пальцами, печать от руки, солью, мыльными пузырями на воздушных шарах, пластилином, кляксография, монотипия и т. д., которые положительно влияют на эмоциональное состояние детей, помогают развивать мускулатуру рук ребенка, мелкую моторику. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.

Нетрадиционные техники рисования направлены на развитие не только творческого мышления, но и памяти, внимания, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.

Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства — оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.

Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

-          планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-          подборе оборудования и материалов;

-          применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

-          разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
В работе нужно использовать такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы работы: наглядный, словесный, практический.

 Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
          Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

-          от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-          от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

-          от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

-          от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-          от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-          от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

 Работая с ребенком, необходимо сотрудничать с их родителями: использовать любую возможность общения для установления доверительных отношений. Проводить для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. 
Таким образом, на основе работы в рисовании нетрадиционными техниками и приемами, воспитатель должен развить у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования. В результате работы дети должны научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они должны научиться создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения.

Дети должны обрести уверенность в себе, преодолевать страх чистого листа бумаги, начать чувствовать себя маленькими художниками.
  

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-синтез, 2013. – 336 с.
  2. Каляка-маляка. Давайте рисовать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www:kalyamalya.ru./mobviees/myarticles
  3. Минюрова С.А. Мышление детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www://webzone.ru/st/000.900ktm
  4.   Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
  5. Минаева Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 105-107.