Конспект занятия по теме "Зимующие птицы"

Кобякова Тамара Васильевна

Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад", Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кобякова Т.В. Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 19.11.2017).

Заказ № 31966


Образовательные задачи. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умения считать двойками. Формировать умение, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.

Развивающие задачи. Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями, пальцевой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Методические приемы:

         - игровой (использование сюрпризных моментов);

         - наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);

         - словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные  

         ответы);

         - поощрение, подведение итогов

Оборудование. Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, 30 плоскостных  изображений синиц,  картинки для игры «Птичий год», на каждого ребенка, листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками,  простые карандаши по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, магнитофон.

 Предварительная работа. Рассматривание слайдов с изображением зимующих и пролетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах, решение ребусов.

  Ход организованной образовательной деятельности

   1. Организационный момент.

  Создание положительного эмоционального фона НОД. Совершенствование навыка счета на слух.

1. Вхождение в день.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, дети  в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и

затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?

-А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?

-Хотите помочь сороке?

-Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.

Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.

- Катя, кто мы сегодня?

- Богдан, кто мы сегодня?

-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.

-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).

-Вот мы с вами и в лесу.

–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

- Ребята, да это птицы. Но где — же они?

- А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

-Птички в этой стайке разные.

-Давайте познакомимся с ними поближе.

-Назовите  этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, дятел, клест, свиристель, голубь, сова…

-Как  мы назовем всех птиц одним словом. ( зимующие птицы)

-А теперь мальчики пусть посчитают птиц

 -Сколько всего птиц на дереве -  10 (десять)

– какой это счет  - прямой

А девочки посчитают обратным счетом.

- Послушайте следующее задание. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует располагать птиц, в соответствии с их величиной?

  - Дети. Первой  нужно расположить ворону, затем голубя, а после него уже воробья.

  - Вы правильно выполнили задание.

  (Предлагаю детям пройти  и сесть за  столы).

Воспитатель: у вас на столе лежат лист бумаги, возьмите его к себе поближе. И на столе у вас птицы  сейчас мы их рассадим на ветки березы, а вы слушайте внимательно.

Посадите синицу на верхнюю левую ветку. Воробья на нижнюю правую ветку. Снегиря на среднюю ветку. Ворону на нижнюю ветку - левую.  Сову на верхнюю правую ветку.  Молодцы справились с задание.

Сосчитать птиц, назвать их число и место расположения, а остальным внимательно следить за ответами товарищей, уточнять и дополнять их ответы.

  Игра «Птицы летят». Совершенствование вычислительных навыков. представлений о связях и отношениях между рядами стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.

  Дети выполняют задание самостоятельно на листах бумаги, где нарисованы голуби, несущие в клювах примеры:

3 + ... = 4

6 + ... = 7

9 + ... = 10

3 - ... = 2

6 - ... = 5

8 - ... = 7

Воспитатель:  Пролетая над нами, голуби  показали нам вот такие примеры. Для этого необходимо вспомнить ряд чисел от одного до десяти, и вставить в примеры недостающие числа, затем раскрасить голубей.

 

      Игра «Прилетели снегири».

  Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Профилактика дискалькуляции.

  ( Приглашаю подойти к фланелеграфу,  на котором прикреплен ватман с изображением рябины с сидящими на нем снегирями).

-  К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке - цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.

  Дети после ответов поочередно подходят к фланелеграфу и вписывают маркером соответствующую цифру. Такие же пояснения даются по всем группам чисел. Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги.

Игра «Синицы на березе». Формирование  умения читать  двойками.      

       (Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение двух синиц).

- Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть. Сколько синиц на верхней ветке березы?

- Дети. На верхней ветке березы  две синицы.

- Посадите на ветку ниже слева на две синицы больше, чем на верхней ветке.

(Вызванный ребенок выполняет задание – ставит на ветку четыре синицы).

- Сколько синиц на этой ветке?

- Дети. На этой ветке четыре синицы.

- Посадите на ветку ниже справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание – ставит шесть синиц).

- Сколько синиц на этой ветке?

- На этой ветке шесть синиц.

- Посадите на ветку ниже слева на два воробья больше, чем на ветке справа.

(Вызванный ребенок выполняет задание).

- Сколько синиц на этой ветке?

- На этой ветке восемь синиц.

Посадите  на нижнюю ветку справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание).

- Сколько синиц на этой ветке?

- Дети. На этой ветке десять синиц.

- Как мы получили каждое последующее число в этой игре?

- Дети мы прибавляли число «два» к предыдущему числу.

- Назовите количество синиц  на ветках, в том порядке, в каком вы их сажали.

- Дети. Два, четыре, шесть, восемь, десять.

- Отлично! Вы считали, прибавляя к каждому предыдущему числу два, то есть вы считали двойками. У вас очень хорошо получилось!

 Физминутка «В зимнем лесу»

Рано утром на пушке                        Ходьба с высоким                 подниманием колен

Мы повесили кормушку     Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза

Для щеглов и для синичек, Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).

И для всех голодных птичек.         Соединять большой палец левой и правой руки с другими пальцами рук (4 раза).

Не едите вы с ладошки        Погрозить указательным пальцем.

Зерна, семечки и крошки.    Загибание пальцев левой руки с помощью указательного пальца правой руки.

Прилетайте на опушку,        Взмах руками вверх-вниз.

Угощенье ждет в кормушке.           Показывают ладони обеих рук, слегка наклоняя корпус вперед.

Игра «Птичий год». Совершенствование представлений о смене времен года. Актуализация названий зимних месяцев.

  Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.

-  Следующая игра называется «Птичий год». Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.

  Дети собирают круг, соединив по порядку светло - голубой, светло - зеленый, красный и желтый сектора.

-  Дети. Зима, весна, лето, осень.

-  Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.

-  Дети. Декабрь, январь, февраль.

-  Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.

  1 - ый ребенок

  Вот на ветках, посмотри.

  В красных майках снегири.

  Распушили перышки,

  Нежатся на солнышке.

  - На какой сектор вы поместите эту картинку?

 - Дети. На светло - голубой.

 - Почему вы поместите снегирей на светло - голубой сектор?

 - Дети. В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. (Дети помещают картинку на светло - голубой сектор).

 - Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.

  2 - ой ребенок.

  Крики слышатся вдали,

  Улетают журавли.

  В синем небе тает стая.

  Улетают, улетают...

 -  Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).

 -  А эту картинку куда следует поместить?

 - Дети. Мы разместим ее на желтый сектор.

 - Объясните свой выбор.

 -Дети. В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.

- Это верно. Слушайте следующее стихотворение.

  3 - ий ребенок.

  У леса на деревьях -

  Грачиная деревня.

  Как ветер начинается -

  Деревья все качаются.

  Качаются деревья.

  А с ними вся деревня.

  - Подберите картинку к этому стихотворению.

 - (Дети выполняют задание).

 - На какой сектор вы поместите эту картинку?

 - Дети. Мы поместили ее на светло - зеленый.

 - Почему вы поместили эту картинку на светло - зеленый сектор?

 - Дети. В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной.

 - Правильно. Слушайте последнее стихотворение.

  4 - ый ребенок.

  Над речкой кружатся стрижи...

  Горячий воздух так дрожит,

  Что солнце в нем качается,

  Что солнце в нем купается.

  Подберите картинку.

  (Дети выполняют картинку).

  - Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?

 - Дети. На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе.

 - На какой сектор вы положите картинку?

 -  Дети. Мы положим ее на красный сектор.

 -  Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор?

  - Дети. Красный сектор обозначает лето.

  - Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.

  Рефлексия.

- Чему вы научились сегодня?

- Дети. Мы сегодня  вставляли в ряд недостающие числа, считали двойками, вставляли пропущенные числа в примеры, учились составлять и решать задачу,  играли в игру «Птичий год».

- Вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вам, вы настоящие ученые – орнитологи, очень много знаете о птицах.

 

Литература

  1. Васильева М.А. От рождения до школы: программа воспитания и обучения в детском саду. М.:Мозаика-синтез, 2012.
  2. Позина В.А. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013.