Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения

Овдусенко Елена Сергеевна

Воспитатель, МБОУ "Начальная школа-детский сад №1", Республика Коми город Воркута

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Овдусенко Е.С. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 31362


 

Дошкольный возраст – очень важный период  в жизни каждого ребенка. Ребенок начинает активно познавать окружающий мир и адаптироваться к нему, меняется его мышление, он начинает анализировать, сознательно наблюдать, рассматривать и искать ответы на интересующие вопросы. Особенно важен этот период в жизни ребенка с нарушением зрения, поскольку крайне необходимо, чтобы у него максимально сформировались механизмы адаптации, позволяющие ему беспрепятственно взаимодействовать с окружающим миром. Одной из важных задач на этом этапе является активное включение всех сохранных органов чувств ребенка (остаточное зрение, осязание, обоняние, вкус), через которые он сможет получить как можно больше информации из окружающего мира  [1, с.2]. И здесь большое значение нужно уделить именно развитию осязания и мелкой моторики. Во-первых, мелкая моторика связана с нервной системой, вниманием, памятью ребенка, развитием его речи. Во-вторых, для малыша, имеющего нарушения зрения,  осязание выступает мощнейшим заменителем зрения, поскольку дает возможность ребёнку познать признаки и свойства мира, в котором он живет. Вот примерные игры и упражнения, направленные на развитие у дошкольников осязания и мелкой моторики:

  1. Массаж, самомассаж ладошек, пальчиков. Своими пальцами водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте пальчики. Затем предложите ребенка выполнить те же действия самому. Все действия сопровождайте небольшими стишками:
  2. Различные пальчиковые игры и гимнастики: «Знакомство с пальчиками», «Замок», «Кулачок», «Пальчики здороваются», «Апельсин», «Дни недели», «Пианист». Сначала упражнения выполняются на ведущей руке, затем на другой, затем обеими руками вместе. Все действия сопровождаются речевками или стихами.
  3. Тактильные дощечки. Используйте небольшие деревянные дощечки, которые легко можно сделать самому или вместе с ребенком. Покройте их поверхность различными материалами: гречка, наждачная бумага, флис, кофейные зерна, мех. У вас получится прекрасное пособие для развития мелкой моторики, мышления и памяти. Играя с ребенком, обращайте его внимание на свойства материала (твердый-мягкий, гладкий-шершавый, съедобный-несъедобный и т.д.)
  4. Стаканы. Вам понадобится 5 стаканов с водой разной температуры: от  горячей (не более 50̊ С) до холодной. Предложите ребенку потрогать все стаканы, сравнить их температуру.  Можно организовать несколько вариантов игры  - попросить показать самый холодный и горячий стакан, расставить стаканы от холодного к горячему и наоборот.
  5. Весы. Возьмите гирьки  или металлические шарики разной массы. Покажите ребенку, как взвешивать предметы, поиграйте с ним в весы. Пусть ребенок сравнит вес каждого предмета, определит самый тяжелый, самый легкий. Так же можно попросить ребенка разложить гирьки от самой легкой до самой тяжелой.
  6. Волшебный мешочек. Понадобится ярко оформленный непрозрачный мешочек с набором разных мелких предметов и игрушек. Ребенку предлагается ощупать вещь, которую он выбрал, после чего вслух, не глядя на предмет, сказать, что у него в руках. Иной вариант игры – ребёнку предлагается, достав из мешочка предмет и изучив его,  описать предмет. С волшебным мешочком лучше играть с несколькими детьми.
  7. Крупы. Разные виды круп (рис, пшено, гречка, горох) набрать в ладонь и насыпать на тарелку, смешав их. Обозначить название, цвет крупы, ее форму. Дальше предложите своему ребенку разделить крупы по тарелочкам.  Используя крупу, можно сделать рисунки на столе или бумаге (выложить дорожку, домик, солнце, звездочку).

Помимо вышеперечисленных игр, предложите ребенку заняться шнуровкой, мозаикой, лепкой из пластилина или соленого теста, изготовлением различных поделок из бумаги. Летом организовывайте игры с песком, природными материалами (шишками, желудями, соломой).

Таким образом, развивая осязание и мелкую моторику, вы поможете  ребенку с нарушением зрения лучше познать окружающий его мир, сравнивать, классифицировать окружающие  предметы. Хорошо развитая мелкая моторика позволяют ребенку самостоятельно обслуживать себя. Все эти навыки способствуют повышению самооценки ребенка, дают ему возможность осваивать новые социальные роли.

Список литературы:

  1. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. 19 с.