Использование инновационных конструктивно-игровых технологий в логопедической работе с детьми ОВЗ

Седухина Людмила Алексеевна

Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР "Детский сад №2", Кунгур

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Седухина Л.А. Использование инновационных конструктивно-игровых технологий в логопедической работе с детьми ОВЗ // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 19.11.2017).

Заказ № 31079


В работе  учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Принимая во внимание, что основными видами деятельности в дошкольном  возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большая роль отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный  моделирующий  характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение конструктивно-игровых технологий,  ориентированных на развитие мелкой моторики являются эффективными  в логопедической работе.

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков.  Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

Опираясь на данный опыт, мною было разработано многофункциональное пособие «Волшебное дерево».  Цель: развитие тактильно-акустических стимулов, автоматизация и дифференциация звуков, развитие плавной воздушной струи, развитие мелкой моторики, пополнение словаря по теме «Сад. Фрукты»

Каждый этап работы имеет свое название:

 -Тренажер  «Ежовая полянка»: дети ставят пальчики правой руки  на «Ежика» (игольчатую поверхность) и проговаривают гласные А- большой палец, О- указательный, У- средний, Ы- безымянный, Э- мизинец.

Л (нажим большого пальца  левой руки) – А (нажим большого  пальца  правой руки)

Пальцы левой руки синхронно с правой соединяют согласный с гласным( пальцы нажимают на  тренажер -  ЛА), аналогично: Л – О, ЛО и т.д.

-Тренажер «Улитка»: полянка переворачивается и получается тренажер «Улитка». На «Улитке» буква с липучкой  двигается к гласным, соединяя буквы читаются слоги.

- «Грушевое дерево»: «Улитка» переворачивается  и в прорезь вставляется дерево. Предлагается задание подуть на листочки. Под листочками  дети  читают слоги со звуком «Р» (для детей с поставленным звуком «Р»).

- «Яблоня»: На другой стороне дерева дети крепят яблочки (на магнитах) и читают слоги со звуком «Л».

Для усложнения задания логопед предлагает ответить на вопрос «Яблоко какое?» ( возможные ответы: ароматное, круглое, красное…)

Расширяя возможности использования пособий с игольчатой поверхностью  хорошо зарекомендовал себя,  недавно появившийся в продаже   конструктор «Липучка».  

Варианты использования конструктора:

  1. Собери букву по образцу
  2. Выложи дорожки к предметам
  3. На каждый звук приклей липучку на панно с шершавой поверхностью
  4. В соответствии с лексической темой соберем: чашку (тема «Посуда»), гусеницу (тема «Насекомые»), зайчика (тема «Дикие животные») и другие предметы
  5. Предлагаем сконструировать  игровые  модели положений языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок» и другие) ;
  6. Конструируем  определенную  букву, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;
  7. Конструируем  игрушки  для игр-звукоподражаний (Л-самолетик, Р - машинка, Ш- шарик,  С- насос) ;
  8. Учим различать  звуки  по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого человечков  для раскладывания перед ними картинок). Когда ребенок видит перед собой человечки-звуки, играет с ними, передвигает, то работа над звуковым анализом словом приобретает игровой характер. Это, в свою очередь,  способствует лучшему усвоению учебного материала.
  9. При помощи  конструктора  моделируем звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;
  10. Отрабатываем темы словаря. (Можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов: мебель, транспорт).

Применяя данные конструктивно-игровые технологии с детьми ОВЗ, отметила, что использование конструктора и пособия «Волшебное дерево» открывает широкие возможности для  коррекции звуков  и творческих способностей  воспитанников, формирует результативность  логопедического  процесса. За время работы с конструктором  дети научились им  пользоваться, выполнять действия по устной инструкции. У детей возросло внимание к собственной речи, сформировались навыки речевого контроля,  как за собственной речью, так и речью других детей. Работа с пособием и конструктором повысила качество коррекционной работы, сформировала положительную мотивацию ребенка на занятии. Дети   стали  более усидчивы, внимательны и точны.

Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.  Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны.

 

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М.: АСТ, 2008.