Мастер-класс "Совершенствование технологии ведения педагогического мониторинга по средствам использования электронных таблиц Excel"

Кияева Юлия Александровна

Учитель начальных классов, МОУ "Пионерская СОШ", Ирбит

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кияева Ю.А. Мастер-класс "Совершенствование технологии ведения педагогического мониторинга по средствам использования электронных таблиц Excel" // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 19.11.2017).

Заказ № 30405


День учителя обычный

(в сокращении)

Муж уснул, уснули дети – спит весь дом,

Только я сижу за письменным  столом:

Всё ищу я в интернете, что произошло на  свете

Чтобы всё законспектировать потом.

Недоделаны отчеты…Ой, еще полно работы..

Я всё сделаю…Мне это по плечу…

Только времени так мало, притомилась я - устала,

Что же делать? Силы нету? Спать хочу…

Раскрутила бигуди, вот уж доченьке, гляди,

Заплела красивые косички.

Ну, а старшенькой моей напишу скорей-скорей

Сочинения последние странички.

На одной ноге скачу, завтрак я на стол мечу,

И одновременно собираюсь в школу.

В сумку книги собрала, себя в порядок привела –

Вот начала дня сюжет веселый!

Застегнувшись на ходу, в школу быстро я иду.

Ну, конечно, не иду, а мчусь стрелою.

Свежим воздухом дышу, хоть и очень я спешу,

Но воспользуюсь возможностью такою!

 Ну, а в школе карусель, хочешь верь, хочешь не верь…

 Где  достали  кнопки эти….Да… талантливые дети….

Лучше  книги бы открыли, да уроки повторили…

Строят рожицы друг другу, телефон идет по кругу,

Успевают всё на свете... Вот такие наши дети… 

Начинается урок…Ну, а здесь, всему свой срок…

Объясняю, рассуждаю и тетради проверяю….

За компьютером сижу, тупо в монитор гляжу,

Ничего не понимаю… И журналы заполняю…

Ну, а дома, как всегда

С этим ужином беда!

Все кастрюли перевернуты – ПУСТЫЕ…..

Муж и дети смотрят телик, есть уже перехотели,

Вот порядки у учителей какие!

Сехчина Ольга

 

Вот такие ассоциации об обычном дне учителя возникли у Сехчиной Ольги.

Когда мы слышим слова «день учителя», сразу вспоминается международный праздник, открытки, цветы. Но это только один праздничный день, за которым следует череда будней. Мы приходим в школу, усердно, или не очень усердно учим, сетуем на огромное количество отчётов и встречаемся с множеством учеников, родителей.

Большую часть своего дня мы посвящаем работе. А как сделать так, чтобы сократить время на работу, например, с мониторингами?

Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество УУД.

Мониторинг это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.

Чтобы облегчить, упростить, ускорить работу по данному направлению на помощь приходят инструменты информатизации системы оценки качества образования.

В своей педагогической деятельности я использую электронные таблицы Excel. Много возможностей содержит в себе данное приложение стандартного пакета офис.

В среде электронной таблицы с использованием формул, позволяющим автоматизировать подсчет и представление данных. Табличные данные позволяют представить информацию в графическом виде: графики, диаграммы. 

Фиксация достигнутого и его обработка тоже эффективна в электронной таблице.

На протяжении 4-х лет в данном приложении я фиксирую результаты работы классного руководителя, предметные и метапредметные результаты, провожу анализ ВПР, контрольных работ и анализ олимпиадных работ.

Кратко рассмотрим некоторые из них.

Мониторинг предметных результатов. Представляет собой электронную таблицу, созданную в программе Microsoft Office Excel. Он состоит из 4-х листов, на каждом листе находится информация по 1 предмету, например, по русскому языку. Таблица включает в себя несколько разделов: диагностические работы, контрольные диктанты по темам, словарные диктанты, проверочные работы и  контрольное списывание по темам, а также тесты по темам. По каждому разделу программа считает средний балл каждого ученика в отдельности и по работе в целом. Данную таблицу можно ещё усовершенствовать, добавив формулы для расчета необходимых педагогу параметров.

Мониторинг метапредметных результатов. Представляет собой электронную таблицу, созданную в программе Microsoft Office Excel, которая является часть системы учебно-методического комплекта «Учимся учиться и действовать»  по проведению мониторинга метапредметных УУД,  авторами которой являются М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова.

Он состоит из: таблицы с первичными данными, которую заполняет педагог по результатам проведения диагностических работ, все стальные таблицы заполняются автоматически программой, таблицы с результатами в уровнях (базовый, ниже базового), «Обобщенный и детализированный рейтинг развития УУД», «Прогресс в развитии УУД у каждого учащегося» и т. д.

Программа Excel экономит время учителя. Достаточно  создать  шаблон. Затем шаблон скопировать по количеству проводимых работ, например К/р, изменить по своему усмотрению и пользоваться ими многократно.

Я предлагаю вам создать и обработать проверочную работу.

Инструкция.

  • Найдите на рабочем столе ярлык программы Microsoft Office Excel, двойным щелчком левой кнопки мыши откройте её.

Примечание: таблица Microsoft Office Excel состоит из ячеек, которые имеют своё название, например «А1».

  • Встаньте в ячейку А1 и напечатайте название проверочной работы «Умножение на однозначное число».
  • Встаньте в ячейку А2 и напечатайте «Количество учащихся».
  • Встаньте в ячейку В2 и напечатайте число учащихся в классе, например «2».
  • Выделите ячейку В2, встав на неё вновь, наведите курсор на панель инструментов и найдите на ней значок «Заливка» , нажмите на него. Ячейка стала по умолчанию жёлтого цвета.
  • В ячейке А3 напечатайте «№ п/п».
  • В ячейке В3 напечатайте «Ф. И.».
  • В ячейке С3 напечатайте «Задание 1. Мах 1 балл», D3 «Задание 2. Мах 2 балла», Е3 «Задание 3. Мах 3 балла».
  • В ячейке F3 напечатайте «Общий балл», в G3 «Средний балл», Н3 «Отметка».
  • Заполняем таблицу.
  • В ячейке В6 напечатайте «Общий балл», В7 «Процент выполнения задания».
  • Выделяем таблицу. На панели инструментов находим «Границы» , выбираем «Все границы».
    Примечание: встаём на ячейку А3, удерживая левую кнопку мыши растягиваем рамку до ячейки Н7 (таблица выделяется синим цветом).
  • Создаём формулу для счёта общего количества баллов, набранных каждым учеником в ячейке F4. Встаём на ячейку F4, переводим курсор на строку «Формул»  и встаём в неё, печатаем «=», выбираем формулу «СУММ», с помощью мыши выделяем ячейки С4, D4, Е4, нажимаем «Enter».

=СУММ(C4:Е4)

Примечание: ввод формулы начинается с ввода оператора присваивания, который более известен пользователю как знак равенства (=). Ссылки на содержимое других ячеек можно указывать при помощи мыши, просто щелкая мышью по нужной ячейке. При помощи других математических операторов, таких, например, как знак полюс (+), минус (-) и так далее, создайте нужную математическую формулу. Окончание ввода формулы следует обозначить нажатием клавиши «Enter».

  • Распространим формулу. Установите курсор в ячейку с формулой F4, подведите указатель мыши к маркеру заполнения (нижний правый угол ячейки, изображение указателя изменяется на черный крестик), нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее нажатой, перемещайте курсор до нужного места, ячейки F5. Для завершения распространения формулы отпустите кнопку.
  • Создаем формулу для счёта среднего балла каждого ученика в ячейке G4. Встаём на ячейку G4, переводим курсор на строку «Формул» и встаём в неё, печатаем «=», выбираем формулу «СРЗНАЧ», с помощью мыши выделяем ячейки С4, D4, Е4, нажимаем «Enter».

=СРЗНАЧ(С4:Е4)

  • Распространяем формула на ячейки ниже (см. пункт 14).
  • Создаём формулу для счёта общего количества баллов по каждому заданию в ячейке С6. (см. пункт 13)

=СУММ(С4:С5)

  • Распространяем формулу вправо на все 3 задания. (см. пункт 14).
  • Создаем формулу для счёта процента выполнения задания в ячейке С7. Встаём на ячейку С7, переводим курсор на строку «Формул» и встаём в неё, печатаем «=», с помощью мыши выделяем ячейку С6, ставим знак «/»,с помощью мыши выделяем ячейку В2, фиксируем ячейку В2 нажатием клавиши F4 в верхней части клавиатуры, ставим знак «/», вводим количество баллов за данное задание «1»,  нажимаем «Enter».

=С6/$B$2/1

  • Распространяем формулу вправо на все 3 задания. (см. пункт 14).
  • Встаём на ячейку D6, переводим курсор на строку формул, меняем «1» на «2», так как максимальный балл за это задание 2.

=D6/$B$2/2

  • Встаём на ячейку Е6, переводим курсор на строку формул, меняем «1» на «3», так как максимальный балл за это задание 3.

=Е6/$B$2/3

  • Выделяем ячейки С6, D6, Е6, нажимаем правую кнопку мыши, выбираем вкладку «Формат ячеек», выбираем числовые форматы «Процентный», уменьшаем число десятичных знаков после запятой до «0».
  • Создаем формулу для вычисления отметки в ячейке Н4. Встаём на ячейку Н4, переводим курсор на строку «Формул» и встаём в неё:

- печатаем «=»

- выбираем формулу «ЕСЛИ»

-  Лог_выражение (любое значение или выражение, которое при вычислении даёт значение ИСТИНА или ЛОЖЬ) F4 (общий балл) =6, Значение_если_истина 5

- в строке формул перед скобкой ставим «;» нажимаем «пробел»

- печатаем прописными буквами «ЕСЛИ»

- открываем «(»

- нажимаем на ячейку F4=5;4

- в строке формул перед скобкой ставим «;» нажимаем «пробел»

-  печатаем прописными буквами «ЕСЛИ»

- открываем «(» нажимаем на ячейку F4=4;3;2

- закрываем «)))»

- нажимаем «Enter».

=ЕСЛИ(F4=6;5;ЕСЛИ(F4=5;4;ЕСЛИ(F4=4;3;2)))

  • Распространяем формулу вправо на все 3 задания. (см. пункт 14).
  • Форматируем таблицу.
  • Таблица готова.

Примечание: чтобы поместить в таблицу диаграмму, выделите диапазон ячеек, содержащий нужные данные, и нажмите кнопку «Вставить диаграмму». Выберите подходящий тип диаграммы, а также укажите другие данные.

Создав однажды информационный продукт в табличном редакторе для работы во всех направлениях моей педагогической деятельности, пользуюсь им многократно. Данный продукт имеет неограниченное количество возможностей для применения его в условиях образовательной организации. В дальнейшем планирую продолжить освоение данного приложения: создание банка интерактивных тестов, викторин, кроссвордов и т.д.

Уникальность профессии заключается в том, что мы не только учим, но и учимся. Общение с коллегами не позволяет застыть на месте. Я считаю, что учитель подобен колодцу. Чем глубже роешь, тем больше в нём воды! Будни учителя отличаются ответственностью, даже гиперответственностью по отношению к себе и другим, они складываются из борьбы с проблемами, которые нужно суметь решить и забыть. Конечно, много забот!  Но мой девиз: «Дорогу осилит идущий».