Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "По следам Колобка"

Княжева Аксана Евгеньевна 
Верхозина Ирина Михайловна

Воспитатель, Детский сад "Веста", Самарская область, г. Тольятти
Старший воспитатель, МБУ "Школа №86" СП Детский сад "Веста", г. Тольятти, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Княжева А.Е., Верхозина И.М. Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "По следам Колобка" // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 30248


Образовательная область: познание.

Тип: интегрированное

Форма непосредственной образовательной деятельности: путешествие по сказке

Задачи:

1. Образовательные

  • формировать у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам
  • формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, записывать решение цифрами;
  • закреплять знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов, познакомить с геометрической фигурой параллелограмм;
  • упражнять детей работать с интерактивной доской.

2. Развивающие

  • развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность
  • развивать умение пользоваться планом-схемой при составлении рисунков.
  • упражнять в правильном использовании математических терминов;
  • совершенствовать навыки учебной деятельности;

3. Воспитательные

  • воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.

Предварительная работа: составление и решение задач, решение примеров, игры с математическим планшетом, игра «Танграм», отгадывание загадок, индивидуальное разучивание ролей.

Оборудование и материалы:  интерактивная доска со слайдами, костюмы для драматизации: колобок, заяц, волк, медведь, лиса - персонажи сказки «Колобок»;

Раздаточный материал: листочки в клеточку, простые карандаши, касса цифр, математический планшет, геометрические фигуры игры Танграмм

Логика образовательной области

Действие педагога

Действие детей

Актуальная среда

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки?  Слайд 1

- Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одной из них. Название этой сказки вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Воспитатель: Правильно, это Колобок. 

Главный герой, пришел к нам на занятие 

 

- Испекла бабка колобок и на окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок!

Помните, сколько зверей и опасностей было на его пути? Но сегодня мы постараемся вместе с колобком помочь избежать неожиданных неприятностей всем героям сказки. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения.

- Я предлагаю поиграть с мячом. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.

 

Дети слушают, отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходит ребёнок в костюме колобка

Костюм Колобка

Интерактивная доска

слайды

Сформирован познавательный интерес

 2.

Интеллектуальная разминка   Слайд 2

Сколько дней в неделе? (7)

  • Сколько углов у квадрата? (4)
  • Сколько хвостов у пяти коров? (5)
  • Сколько лап у двух гусей? (4)
  • Какие арифметические знаки вы знаете?
  • Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
  • Если стол выше стула, то стул…?
  • Если дорога шире тропинки, то тропинка?
  • Назови соседей цифры 5, 6, 7
  • Назови соседа цифры 7 слева, справа
  • Назови число, следующее за числом 5. (6)
  • Сколько месяцев в году? (12)
  • Назови предыдущее число 5, последующее…(4, 6)
  • Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Воспитатель: Вам понравилось играть? И мне понравились ваши правильные ответы. А теперь проходите на стульчики.

 

Дети ловят мяч, отвечают на вопрос и бросают мяч обратно воспитателю.

Мяч

Развито логическое мышление, внимание, сообразительность

3. 

Воспитатель: Надоело нашему колобку лежать пора в путь дорогу. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. 

Колобок: Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?

Заяц: Здравствуйте. Мой братишка попал в капкан, помогите ему освободиться.

Воспитатель: А что мы должны сделать?

Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.

Воспитатель (берет записку): Не волнуйся зайчик, мы поможем тебе. Дети, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания, вы готовы? Давайте разомнем пальцы.

Стоит в поле теремок

На двери висит замок

Открывает его волк

Дерг-дерг, дерг-дерг

Пришел Петя-петушок

И ключом открыл замок

Воспитатель: Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

 

 

 

 

Графический диктант «Ключ»

Воспитатель: От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

 

Воспитатель: Что получилось? (Ключ). Вы догадались, для чего он нам нужен?

 Заяц: Спасибо вам, друзья, вы, верно, выполнили задание. Но ключиков у вас получилось много, вот сколько (интерактивная доска слайд №3), а чтобы открыть капкан нам нужен ключик под номером 9. Чтобы узнать, какой это ключик, вы должны решить примеры и узнать ответ.

- Молодцы, правильно. Спасибо, до свидания.

 

Подготовленный ребенок (заяц) участвует в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я от вас друзья не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я берусь.

 

 

 

 

 

 

- Чтобы открыть капкан

 

Костюм Заяца

 

 

 

 

Записка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетради, ручки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключики, на которых написаны примеры. Один с ответом 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреплен навык ориентировки в тетради по клеточкам

 

4. 

3 часть.

Воспитатель: А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.

Колобок: От чего грустишь, зубастый?

Волк: 

Как же мне не грустить.

Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решить задач!

Помогите мне ребята

Все расставить по местам.

Научусь решать задачи-

Буду благодарен вам!

Воспитатель: Дети, давайте научим волка составлять и решать задачи.

Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе (слайд №4)

Воспитатель:

- Посмотрите, сколько зайцев сидят под деревом? (4).

- Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3).

- Давайте составим про них задачу.

 

Воспитатель: Придумайте, дети, свою задачу на вычитание. Выложите решение в кассе.

Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания

Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с колобком? Сейчас покажем колобку, что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.

 

Подготовленный ребенок в костюме волка участвует в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети составляют и решают задачу

 

 

 

Один ребёнок составляет задачу, другой ребенок пишет мелом на доске решение 4 + 3 = 7 (или составляет на наборном полотне)

 

Костюм волка

 

Сформировано умение составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, записывать решение цифрами;

 

 

 

 

 

 

5. 

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинам их вращать,

 

Так осанку мы исправим,

Один-2-3-4-5!

Чтоб получше нам размяться,

Будем ниже наклоняться.

 

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот.

Вот еще одно заданье-

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Один -2-3-4-5!

 

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем

 

Мы попрыгаем немного

И пройдемся по дороге

За столы садимся дружно

Нам теперь учиться нужно.

 

Руки к плечам,

круговые вращения,

плечами вперед

и назад.

 

 

Наклоны вперед и назад

 

 

 

 

 

Приседание

 

 

 

 

Хлопки,

Топот.

 

 

Прыжки на месте

Ходьба на месте

 Садятся

 

Обеспечена потребность в движении

6. 

Воспитатель: Покатился колобок дальше.

Навстречу ему медведь

Да как начал реветь!

Погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?

Медведь: В лесной школе мне дали вот такую дощечку и попросили сделать на ней рисунок часов, а я не знаю, как работать с этой дощечкой. Помогите мне, ребята.

Воспитатель: Ребята, поможем медведю? Расскажите сначала, что это за дощечка и что с ней можно делать.

Дети: Это - математический планшет, на нем можно составлять разные рисунки, изображения из резинок.

Воспитатель: Садимся на места и покажите медведю, как нужно составлять рисунок на этой дощечке. Попробуйте сами на планшете составить часы. Проявите свою фантазию. (Дети работают, в конце воспитатель показывает образец (слайд №5).

Медведь: Большое спасибо, я наконец-то понял, как нужно работать с этим планшетом. Мне пора в лесную школу. До свидания.

Ребёнок в костюме медведя ведет диалог

Костюм медведя

 

 7.

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.

Лиса: Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста. Я пообещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась. (слайд №6). Мои маленькие лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Вы не смогли бы их сложить.

Дидактическая игра «Танграм»

(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы? (5 треугольников, 1 квадрат, 1 параллелограмм). Посмотрите внимательно и запомните, я лист переворачиваю, а вы выполняйте. 

Теперь проверяйте. 

(Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит).

 

Ребёнок в костюме лисы ведет диалог

 

Дети выполняют задание, составляют

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание

Костюм лисы

 

 

Игра «Танграмм»

Закреплено знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов, ознакомлены с геометрической фигурой параллелограмм;

Развито умение пользоваться планом-схемой при составлении рисунков.

8. 

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?

Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.

Колобок:

Ну что же, милые друзья,

Я рад, что вы не подвели меня.

Каждый - просто молодец!

Путешествию - конец.

С математикой дружите,

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старанье,

Память, логика, внимание!

 

 

 

Воспитан интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.