Итоговое мероприятие по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе "Поможем природе проснуться"

Карцева Елена Юрьевна

Воспитатель, МДОУ ИРМО «Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида», г. Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Карцева Е.Ю. Итоговое мероприятие по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе  "Поможем природе проснуться" // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 28118


Область «Познавательное развитие.

Цель: формирование представлений о количестве, времени, пространстве, об особенностях  природы.

Задачи:

  1. Обобщить представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь);
  2. Закреплять навыки порядкового и количественного счета;
  3. Закрепить знания детей в умение ориентироваться на листе бумаге;
  4. Развивать внимание, мышление, усидчивость
  5. Воспитывать умение работать в коллективе;
  6. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия.

Оборудование: Магнитофон, диск с записью звуки леса: ветер, пение птиц, журчание ручейка, запись песни «Весна».

Материалы:

Демонстрационный: – картинки животных весной; мнемотаблица «Весна в лесу», картина лес; экологические знаки правила поведения в лесу» кукольная игрушка скворец, ежик, кочки, картина поляны в лесу.

Раздаточный: – карточки цифровые, цветные бабочки; карточки «Части суток».

 

Ход занятия

Под спокойную музыку дети входят в зал, образуя круг.

Воспитатель: Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

Давайте и мы с вами поздороваемся.

Ребята, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

- Ребята! Послушайте стихотворение.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лед,

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет!

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне). Как вы это поняли? (Ответы детей: пригревает солнце, день становится длиннее ночи, снег становится грязным, рыхлым, начинает таять, капают сосульки, из теплых стран возвращаются птицы…

Скажите, какое время года сейчас? (Весна)

Воспитатель: Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят весной?

Дети подходят к мольберту

(Работа с мнемотаблицей «Весна в лесу» — Давайте расскажем, Что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной». Воспитатель указкой показывает по очереди на рисунке в таблице, по которым каждый ребёнок составляет предложение). Возможный вариант описательного рассказа: «Весной ярко светит солнце. Весной тает снег. Весной появляются проталинки. Весной бегут ручьи. Весной вырастает трава и листочки на деревьях. Весной появляются первые цветы – подснежники.

Воспитатель: Как встречают весну звери?

Ответы детей.

Весной просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. Весной у многих животных появляются ……… (Выставляются картинки)

Дети: Детёныши.

Игра «Назови детенышей»

У лисицы –лисята.

У зайчихи зайчата.

У медведицы медвежата.

У волчицы волчата

У барсучихи барсучата

Воспитатель: Весной звери линяют. Весной они меняют зимнюю шубку на летнюю (Выставляются картинки).

Воспитатель: Дети, как одним словом их назвать?

Дети: Дикие

Воспитатель: Правильно, ребята. А почему их называют дикие? А где они все живут?

Дети: В лесу. (Выставляется картинка «Лес)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что лес – это дом. Чей это дом?

Упражнение «Что такое лес?»

-Так что же такое лес?

-лес – дом для птиц и животных.

-лес – дом для деревьев, цветов.

-лес – дом для насекомых.

-лес – красота нашей природы.

-лес – зеленый наряд нашей земли.

-лес – врач, очищает воздух, дает кислород.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетел скворец.

Скворец: Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, скворушка, что случилось?

Скворец: Ребята, летел я в ваши края, торопился встретиться с весной. Пролетал над лесом, а там случилась беда: никто меня не встречает, птички не поют, ручейки не журчат, ветерок не дует, не слышно звонкой песенки весны.  животные в беде. А может я рано прилетел и весна еще не наступила?

Дети: Наступила.

Скворец: Что же делать? Ведь если мы не разбудим лес, не поможем животным в их беде, то его жители не увидят всю красоту весеннего пробуждения. Ребята, помогите!

Воспитатель: Хотите ребята помочь? Хорошо, скворушка не переживай, мы с ребятами отправимся в лес, посмотрим, что там происходит и чем можно помочь.

Скворец: Спасибо, ребята. 

Воспитатель: Ну что, ребята, хотите отправиться на помощь? Тогда в путь.

Встаньте в круг. Закройте глаза.

«1, 2, 3 – покружись и в лесу очутись!»

-Вот мы и в лесу! (Музыка звуки ветра)

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес

Кокой ветер сильный дует, неспокоен лес. Поможем ветру успокоеться.

Физминутка«Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.

 

Но прежде чем идти по лесу нам надо повторить правила поведения в лесу. Я буду вам говорить, как нужно себя вести в лесу, а вы, если правильно, будете отвечать: «Можно», но если неправильно, то вы отвечаете: «Нельзя»!

1 задание

Игра «Можно – нельзя» (дети отвечают хором)

Ломать деревья и ветки (нельзя).

Сажать больше деревьев (можно).

Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя).

Ходить только по тропинкам (можно).

Рвать большие букеты цветов (нельзя).

Любоваться ими (можно).

Оставлять мусор в лесу (нельзя).

Любоваться насекомыми (можно).

В лесу шуметь (нельзя).

Слушать пенье птиц (можно).

Воспитатель выставляет картинки

2 задание

Пройти по кочкам через болото до полянки. На каждой кочке цифра, шагать по кочкам по порядку.

3 задание

Звучит спокойная музыка. Ой, полянка что-то совсем не веселая и птички не поют, и  цветочки не веселые, и солнышко грустное, а ведь весной вся природа должна  уже проснуться. Давайте их разбудим.

Воспитатель: Давайте их посчитаем и подберем нужные цифры.

Дети считают и подбирают необходимые цифры.

 

 

4 задание

Воспитатель: Посмотрите, какие  красивые бабочки  полетели. Давайте понаблюдаем за их полетом, где же они приземлятся.

Воспитатель: Красная бабочка полетела и села на середину нашей полянки.

Желтая бабочка полетела вверх и села над красной бабочкой.

Зеленая бабочка полетела вниз и села под красной бабочкой.

Синяя бабочка полетела и села справа от красной бабочки.

Коричневая бабочка полетела и села слева от красной бабочки.

Воспитатель: В верхнем правом углу нашей полянки какая бабочка?  И т.д.

 

Воспитатель: Ребята, смотрите гусеница спит, она еще не проснулась после зимы и не превратилась в бабочку. Давайте поиграем на нашей полянке и гусеница проснется.

Физминутка. «Гусеница». Е. Егоров.

 

Этот странный дом без окон

медленно поворачиваются вокруг себя

У людей зовётся «кокон». 

Свив на ветке этот дом,

вращают руками

Дремлет гусеница в нём.

ладошки под правой щекой

Спит без просыпа всю зиму.

ладошки под левой щекой 

Но зима проходит мимо -

взмахи руками вверх 

Март, апрель, капель, весна…

хлопки руками на каждое слово 

Просыпайся, соня – сонюшка!

потягиваются 

Под весенним ярким солнышком

рисуют руками солнышко 

Гусенице не до сна.

грозят пальцем 

Стала бабочкой она!

бегут по кругу, машут руками, как крыльями

Воспитатель: Какая красивая у нас полянка получилась, какие яркие и красивые бабочки прилетели.

5 задание

Воспитатель: Ой, а кто тут плачет? Да это же ежиха плачет. У нее родились ежата, а она все перепутала когда их кормить, когда спать укладывать, когда гулять их вести. Ребята, давайте поможем маме ежихе.

Дидактическая игра «Части суток».

6 задание

- А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Весенние словечки». Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.

1. Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)

2. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)

3. Светлый, весенний, солнечный, погожий … (день)

4. Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)

5. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)

6. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава).

 

- Как хорошо вы знаете все приметы весны. Значит, вы без труда отгадаете мои загадки.

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в … (ручей)

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется … (трава)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький … (подснежник)

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли … (почки)

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к вам пришла … (весна)

А чтобы до конца разбудить природу и оживить полянку, давайте вместе  с  скворушкой станцуем танец, который называется  «Весна». Под детскую песню «Весна».

Воспитатель: Ребята мы с вами очень хорошо по лесу погуляли. Кажется мы всем помогли, слышите все в лесу ожило, пора нам возвращаться в детский сад.

Встаньте в круг. Закройте глаза. Послушай те еще раз звуки леса: пение птиц, журчание ручейка, шум весеннего ветерка.

Музыка «Звуки леса»

«1, 2, 3 – покружись и в детском саду очутись!»

Вот мы и в детском саду.

Рефлексия.

Где мы были, ребята сегодня? Что мы там делали?

Мы сегодня были в лесу. Мы помогли разбудить полянку, прилететь бабочкам на полянку, маме ежихе, гусеницу разбудили.  А что вам понравилось?

Вы своей добротой, как ясное солнышко разбудили лес. Все животные рады, что вы помогли, и я рада, что вы такие заботливые.

Залетает скворец: Ребята, я услышал, как запели в лесу птички, зажурчал ручеек, расцвели цветы, увидел, что вы всех лесных жителей спасли от беды. Большое вам спасибо, что разбудили лес ото сна и оказали помощь.

Вы все молодцы, а в награду я вам дарю сюрпризики.

 

Литература:

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: Мозайка – Синтез, 2009г.
  2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. – М.: Мозайка – Синтез, 2016г.
  3. Маврина  Л. Математические игры для дошкольников. - М.: Стрекоза, 2012.
  4. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  5. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – Сфера, 2013.