Одаренность и ОВЗ: совмещаем понятия

Троян Наталья Анатольевна

Учитель-логопед, МБДОУ "Колокольчик", ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Троян Н.А. Одаренность и ОВЗ: совмещаем понятия // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 27399


 Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей

Из послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 

30 ноября 2010 года

Дошкольное учреждение, в котором я работаю, является детским садом с приоритетным осуществлением коррекции психического и физического развития детей дошкольного возраста.

Основной наш контингент – дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие различные отклонения в психического и физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Но дети, лишенные таких естественных способностей как говорить, быстро и легко рассуждать, обнаруживают у себя множество других прекрасных способностей – петь, рисовать, танцевать. И проявляют они свои способности на достаточно высоком уровне. Поэтому для педагогов нашего детского сада так актуальны вопросы выявления и развития одаренности.

Поскольку основной задачей работы педагогов и специалистов нашего детского сада является коррекция имеющихся у детей недостатков, все виды детской деятельности имеют коррекционную направленность. А развитие творческого потенциала ребенка, его особых способностей позволяет избежать односторонности психического развития и способствует более гармоничному развитию личности, а, значит и более успешной социализации ребенка в обществе.

Ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Поскольку наполняемость коррекционных групп меньше, чем общеобразовательных, у воспитателя имеется возможность более длительного глубокого изучения особенностей каждого ребенка. И, соответственно, более полного раскрытия имеющихся способностей. И здесь педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями.

Дети нашего сада ежегодно участвуют в различных конкурсах и фестивалях международного, всероссийского, окружного и муниципального уровня, полчая за свои работы высокие оценки и награды.

Особенно хочется отметить детей с ранним детским аутизмом. Один из них самостоятельно и в относительно раннем возрасте научился читать, другой имеет необыкновенные конструктивные способности, третий обладает феноменальной памятью. Потребности в общении данная категория детей не проявляет, но именно их специальная одаренность дает возможность педагогу стать для ребенка сотрудником в деятельности, построить на этом сотрудничестве общение.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – алалики, в силу множества неблагоприятных факторов не имеющие возможность высказаться, сформулировать и произнести даже простейшую фразу, тем не менее так же нуждаются в понимании и выражении своих чувств. И они выражают их через художественное творчество! То, что нельзя произнести, можно нарисовать красками. С такими детьми в нашем саду педагоги занимаются индивидуально, обогащая знаниями, впечатлениями, формируя специальные навыки, а также самостоятельность и независимость в восприятии и воспроизведении образов. Ведь творческое, независимое мышление является признаком гармоничной личности. В галерее детского сада устраиваются персональные выставки, детьми оформляются поздравительные и тематические альбомы.

Еще один вид тяжелого нарушения речи – заикания. Дети осознают свой дефект, стесняясь говорить, не проявляют речевую инициативу. Но всякое стеснение проходит, когда ребенок начинает петь! И дефект отходит на второй план, он потихоньку уходит. Дети с удовольствием участвуют в городских фестивалях творчества, выступают на концертах и утренниках.

Психолог Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». На выявление и развитие именно таких способностей направлена работа педагогов всего нашего сада. Мы считаем, что все дети талантливы и каждый человек по-своему одарен.