Колесо истории

Кислицына Лариса Гегелевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 46 комбинированного вида", г. Казань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кислицына Л.Г. Колесо истории // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 26929


 

Нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

И эта любовь дает человеку

верный ключ к сердцу человека…

К.Д. Ушинский

Будущее страны во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

В нашем обществе в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень детской преступности вызван ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бес стержневой, безразличной атмосфере.

Но, понимая невозможность использования прежних средств духовного и нравственного воспитания в современных условиях, мы выбрали идеалы вневременные и вне политические, не подверженные идеологии. Таким универсальным идеалом, который может оказаться вне времени и политики является обращение к историческим корням.

Нет людей равнодушных к истории. Любопытство свойственно человеку, а особенно ребенку. Желание обрести себя, понять окружающих, узнать, откуда мы родом.

Понимая, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отечеству начинается именно с любви к малой родине – месту, где родился человек.

Формируя личное отношение у детей к фактам, событиям, которые происходят в нашем родном городе, создавая условия для активного приобщения детей к социальной ответственности, повышая личностную значимость для них того, что происходит вокруг – все это помогает нам решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Мы знакомим дошкольников с историческим, культурным национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Когда ребенок знакомится с родным городом, его достопримечательностями, он учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Также важно учитывать, что в работе с детьми нельзя торопить их, положительно реагировать на все творческие находки детей, поддерживать их интерес к данной теме, и, конечно, учитывать их индивидуальные особенности.

Дошкольникам гораздо легче знакомиться с родным городом эмоционально-практическим путем, т.е. через игру и различные виды деятельности. Именно в игре ребенок смел, раскрепощен, может глубже переживать события и лучше усваивать предметный материал. У ребенка при такой форме обучения работают все каналы восприятия: аудиальный, осязательный, визуальный и моторный.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с историей родного города, должна быть четко выстроенная методика, включающая познавательную деятельность регионального содержания.

Задачами этой методики являются:

- Формирование любви к родному городу и интереса к его истории.

- Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, городу, республике.

- Воспитание чувства гордости за свой город, за людей, которые в нем жили и живут.

- Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура).

- Воспитание ответственности за все, что происходит в городе,  сопричастность к этому.

Каждая тема изучается в процессе различных видов деятельности. Главное условие: быть не только пассивным слушателем, но и активно участвовать во всех видах деятельности.

Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала, потом с помощью вопросов и беседы уточняется представление детей о материале. Каждая тема раскрывается и закрепляется на занятиях изобразительной деятельности.

Занятия по ознакомлению с родным городом проводятся интегрировано, материал распределен по тематическим блокам.

Предметно-окружающая среда в группах создана так, чтобы дать детям возможность наиболее эффективно развить индивидуальные особенности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, развития его нравственной направленности.

Психолого-педагогические исследования показали: детям дошкольного возраста могут быть доступны знания об исторических событиях, фактах, о достопримечательностях, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес.

В процессе работы стало очевидно следующее:

  1. эмоциональное отношение к событию у детей может возникнуть при условии, если взрослые сами придают ему особое значение.
  2. ознакомление с темой должно проходить системно на основе принципа усложнения материала.

Тематика занятий может быть использована в зависимости от степени подготовленности детей, их желаний и интересов. Но многое зависит и от подготовленности и увлеченности самого воспитателя.

У каждого народа есть свои не пропадающие ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи, праздники. Приобщать к этим ценностям ребенка нужно как можно раньше.

Детский сад является первым этапом в выполнении программы по изучению истории своего города (Казани). Поэтому мы в доступной для ребенка форме можем развивать любознательность детей на историческом материале.

В связи с этим разработан ряд бесед и мероприятий, который должен обогатить знания детей. Какие же задачи мы поставили перед собой в данном направлении:

образовательная :

  • познакомить детей с историей нашего города и края,
  • сформировать представления об основных исторических памятниках, местах, традициях;

развивающая :

  • развивать интерес к истории;
  • формировать желание больше узнавать об истории Казани ;
  •  развивать коммуникативные навыки;

воспитывающая :

  • воспитывать любовь и уважение к своей «большой» и «малой» Родине;
  • уважительное отношение к традициям русского и татарского народов;
  • бережное отношение к историческому прошлому нашего города;
  • воспитывать культуру поведения.

Мы предлагаем следующие формы работы с детьми: занятия, экскурсии, целевые прогулки, театрализованные игры, дидактические игры, беседы, фотографии, иллюстрации, изодеятельность.

 Не остается в стороне и работа с родителями. Именно здесь находится самое слабое место в воспитании духовно-нравственной личности. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

 Мы предлагаем следующие формы работы с родителями: родительские собрания, лекции, открытые занятия, вечера вопросов и ответов, выставки, конкурсы, анкетирование; тестирование, с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации; наглядные виды работ: информационные стенды, папки передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, экскурсии, совместные праздники, спектакли.

В заключение хотим сказать, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает людям о красоте и богатстве своего родного города, села. В этом - выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того какова история родного края, чем знаменита, каковы традиции и культура его народов. А все это делает человека духовно богатым. Он не только будет любить свою родину, но и будет гордиться ей.

Вся наша работа, которая будет продолжаться и в дальнейшем, будет направлена на воспитание духовно-нравственных качеств, патриотических чувств, гордости за свой народ и свой любимый город.

 

Используемая литература:

  1. Айдаров С.С., Халиков А.Х., Хасанов М.Х., Алиев И.Н., Амирханов Р. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века. Казань: ТКИ, 2005.
  2. Антонова Л.И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народов // Ребенок в детском саду. 2005. № 1. С. 56–61.
  3. Захарова Е. О гербе, флаге и гимне // Фен hем мектеп. 2009. №1. С. 39-40.
  4. Каюм Насыри. Книга о воспитании. Казань: ТКИ, 1992.
  5. Куземина А. Воспитание через приобщение к истории // Фен hем мектеп. 2008. №10. С. 55-58.
  6. Мифтахов З.З., Мухамадеева Д.Ш. История Татарстана и Татарского народа. Казань: ТКИ, 1995.
  7. Синицана К.Р. История Татарстана и татарского народа. Казань, 1995.