Конспект "Экскурсия в мини - музей "Как жила ты, Русь молодая". Тема "Куколки - красавицы всем нам очень нравятся"

Колесина Надежда Алексеевна

Воспитатель, МАДОУ Михневский ЦРР детский сад Осинка, пос. Михнево Ступинский район Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Колесина Н.А. Конспект "Экскурсия в мини - музей "Как жила ты, Русь молодая". Тема "Куколки - красавицы всем нам очень нравятся" // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 27253


 

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с русской традиционной игрушкой-куклой.
  • Продемонстрировать  разнообразие видов этой игрушки: деревянная, соломенная, тряпичная и т.п.
  • Закрепить с детьми знания произведений малых фольклорных форм (потешек, песенок, пестушек).

Развивающие:

  • Развивать интерес к куклам наших бабушек, желание играть с ними, беречь их.
  • Развивать любовь к устному народному творчеству, к играм.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским традиционным игрушкам, желание знать историю их возникновения,
  • Воспитывать стремление к общению, умению вести диалог.

 

Словарная работа:

деревянная, тряпичная, соломенная, матрешка, старинные, музей, мастерили, колыбельная.

Материал:

матрешка, соломенная кукла, тряпичная кукла, современные куклы.

Предварительная работа:

  • игры в игровом уголке с куколками из различного материала,
  • разучивание русских народных потешек, песенок, русских народных игр, пестушек, знакомство с колыбельными,
  •  лепка куколок из пластилина,
  •  экскурсия в «Русскую избу»,
  • досуг на тему: «День рожденье куклы Кати»,
  • рассматривание фото, иллюстраций с изображением кукол.

                                      

                                                    Ход экскурсии

Воспитатель:

-Дети, сегодня мы пойдем с вами на экскурсию в музей. Что такое музей? Это место, где хранятся различные старинные предметы, вещи, картины и многое другое. Люди приходят в музей, чтобы познакомиться с экспонатами (так называются эти старинные вещи, предметы) и больше узнать о жизни своих бабушек и дедушек. Такой музей есть и у нас в группе, в который мы сейчас и пойдем. Вместе с детьми приходим в музей группы, который называется «Как жила ты, Русь молодая », где выставлены куклы, сделанные из различных материалов.

Воспитатель:

-Дети, мы пришли с вами в музей кукол. Я расскажу вам историю о том, как появились на Руси первые куклы. Слушайте.  Эта игрушка была в каждой семье. Сначала всех кукол делали из тряпочек и назывались они тряпичными. Давайте все вместе повторим это слово (затем 3-4 ребенка). Маленьким девочкам, таким, как наши девочки, куколку делали взрослые - мама, бабушка, старшая сестра. Затем, когда девочка подрастала, куколок она делала сама.

 

Воспитатель  показывает тряпичных куколок детям, рассматривают их, обращает внимание детей на то, что у этих куколок не было лица, поэтому они могут быть как девочками, так и мальчиками, мамой или папой. В них было очень интересно играть. Как вы думаете, как можно поиграть с куколкой? (ответы детей).                              

Хвалю детей за ответы.

Воспитатель:

 -Дети, придумайте имя вот этой тряпичной куколке и мы с ней поиграем . (Ответы детей)

-Давайте мы назовем эту куклу  Яшей и поиграем с ней.                        

 

Проводится русская народная игра «Яша».

Играющие встают в круг, в центре сажают Яшу, завязывают ему глаза. Дети  ходят по кругу, приговаривают:

 

Сиди, сиди, Яша.

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки,

Для своей потешки.

 

Затем играющие  останавливаются, хлопают в ладоши.   Яша встает.

Играющие поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

Кто-либо из детей называет Яшу по имени, Яша должен отгадать, кто его позвал.

Воспитатель:

-Дети, а сейчас я вас приглашаю познакомиться еще с одной куколкой.

 Кто догадался,  из чего она сделана? (Предположительные ответы детей)

Воспитатель:

-Из соломы, из сухой травы. Да, раньше делали куколок и соломенных, повторим это слово все вместе (затем 2-3 ребенка). Мама или бабушка брала пучок травы или соломы, складывала пополам, затем обозначала голову и талию, на голову надевали платочек, на туловище - юбку, вот тебе и кукла. Какое имя вы придумаете для этой куклы? (Таня). Наша Танечка очень устала, хочет спать. Как помочь Тане заснуть?

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает Танечке спеть колыбельную. Дети подпевают педагогу, имитируя движения.

 

Колыбельная

Баю-баюшки-баю.

Баю Танечку мою.

Приди котик ночевать

Мою доченьку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока.

 Уж ты ешь, не кроши,

Больше, котик не проси!

 

Воспитатель:

-Дети, пусть наша Таня спит, а мы с вами пойдем дальше по нашему музею.

 

О какой куколке я буду рассказывать дальше, вы узнаете, отгадав вот эту загадку:

В этой молодице

Прячутся сестрицы

Каждая сестрица

Для маленькой  - темница    (матрешка)

 

Воспитатель:

-Правильно, ребята, это Матрешка. Эти куколки - деревянные, их мастерили из дерева: березы или липы. Из дерева изготовляли не только куколок, но и другие игрушки для детей, например, гармошки, дудки, медведей, коней.

Матрешек ярко раскрашивали. Особенность этой игрушки в том, что она не одна: в большой матрешке «прячутся» еще куколки поменьше, их может быть три, пять, восемь или двенадцать. А как узнать, сколько же у нас матрешек? (надо сосчитать).

 

Воспитатель  ставит  на стол матрешек и предлагает их посчитать. Узнают сколько матрешек, затем проводится игра «Какой матрешки не стало?».

 

Воспитатель:

-Дети, мы сегодня с вами познакомились с куклами, в которые играли наши бабушки в далекие, далекие времена. А сейчас мы с вами играем совсем в другие куклы (показываю их). Но между тем, с удовольствием играем и в тряпичные куклы, и в матрешки. Наша экскурсия завершилась. Я надеюсь, что в следующий раз, когда мы пойдем в наш музей, вы узнаете еще много нового об игрушках наших бабушек и дедушек.

Дети играют в куколок.