Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Бондарь Марина Наильевна

Учитель начальных классов, Пресновская общеобразовательная школа- гимназия им.И.П. Шухова, СКО Жамбылский район, село Пресновка

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бондарь М.Н. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 28.03.2024).


1. Орг. момент

Здравствуй, белая ромашка

Здравствуй, пестрая букашка

Здравствуй, елка, куст душистый

И одуванчик наш пушистый

С добрым утром, светлым, ясным,

С настроением прекрасным.

-Присаживайтесь, начинаем наш урок.

  2.  Актуализация знаний

1)Мин.чистописания

Бд           дб         р//д//у//

Уд           од         др       ир     де

Будь природе другом

Последние слова будут главными на нашем уроке.

-Как можно быть другом природе?

     Мы сегодня будем собирать букет из ромашек. Но чтобы не навредить природе наши ромашки будут бумажными, что поможет сохранить красоту природы.

2)Словарная работа

     А вот и первая ромашка. В лепестках ромашки спрятаны новые словарные слова.

Ваша задача – сорвать лепесток и новое слово записать с прилагательным (ударение, слабая позиция), (по 1 ученику к доске)

Природа, экология, погода, экскурсия, Родина, солнце, человек.

(красивая природа, чистая экология, прекрасная погода, весенняя экскурсия, любимая Родина, яркое солнце, добрый человек)

     - Значение какого слова вам неизвестно?

Экология –  (экос-дом, логос-наука) это наука по изучению природного дома, живущих в нем организмов, в том числе и человека.

     - Составьте устно мини-текст со словарными словами (заслушать 2-3 текста).

Вот и сорвали первую ромашку в букет…(на столе приклеиваю 1 ромашку в букет).

     3.Осмысление

1. Повторение по теме

     Вот и 2 ромашка. Чтобы ее сорвать мы должны вспомнить то, что изучали до каникул. Я вам в этом помогу.

      В лепестках спрятаны вопросы по нашему разделу. Мы изучаем раздел «Предложение»

- А что такое предложение?  (одно или несколько слов, связанных по смыслу).

Начнем наше гадание по ромашке (по 1 ученику к доске).

  1. Какие бывают предложения по цели высказывания? (побудительное, вопросительное, повествовательное).

- Приведите примеры, запишите у доски.

  1. Что входит в грамматическую основу предложения? (подлежащее, сказуемое).
  2. Как называется предложение только с грамматической основой? (нераспространенное).

- Приведите пример и запишите у доски.

  1. Что значит распространенное предложение?  (в нем есть второстепенные члены предложения).

- В парах составить распространенное предложение. Зачитать ответ с места.

5. Какие бывают члены предложения?  (главные, второстепенные).

6. Назовите главные члены и вопросы к ним?  (подлежащее – кто? Что?, сказуемое – что делать?)

7. Назовите второстепенные члены и вопросы к ним? (определение –какое?, дополнение пад.вопр.?, обстоятельство – как, где, когда?).

Молодцы. Справились с заданием. В нашем букете 2 ромашки (приклеиваю 2 ромашку).

       4.Новая тема. (постановка проблемы)

У нас сегодня новая тема, которую вы попробуете определить сами. Но для этого нужно убрать лишнее слово в строке, объяснить свой выбор.

Бережно, красиво, дружить, аккуратно, внимательно.

Кругом, на дороге, везде, звездный, под деревом.

Весной, сейчас, осень, днем, вчера (записать слова в тетрадь).

- На какие вопросы отвечают слова в этих строчках? (как?, где?, когда?).

- Какой член предложения отвечает на такие вопросы?

- Запишите тему в тетради. Обстоятельство

     Вот и следующая ромашка.  По ней мы определим, что мы знаем и что предстоит узнать об этом члене предложения.

- Срываем лепесток и определяем если знаем – то в один столбик, если не знаем – в другой столбик.

Знаем                                                                                  Не знаем

- Это второстепенный член                                         -виды обстоятельств

-Отвечает на вопросы                                                 - связь в предложении ( на доске

Где? Как? Когда? Куда? Откуда?                                  Вывешиваются лепестки ромашки).

-подчеркивается -.-.-.-.-.

- в предложении выражено

существительным или наречием

Вот и еще одна ромашка в букете.

Вот теперь мы видим, что нового мы должны узнать об этом члене предложения.

- Какая ваша задача на уроке?  (узнать виды обстоятельств, с чем связано предложении).

-Моя цель вас познакомить с видами, учить находить обстоятельства в предложении, определить их вид.

Обстоятельства бывают (запись в тетрадь)

Времени                                       Образа действия                            Места

   Когда?                                        Как?                                             Где? Откуда? Куда?

Давайте определим какие вопросы куда подходят (рассуждения детей).    

А вот и следующая ромашка. В лепестках спрятались обстоятельства, которые мы должны распределить по видам записав в тетрадь.   

1 как?                                               2 когда?                                              3 Где, откуда, куда?

Из дома, громко, вечером, строго, вверху, на дереве, вчера, к соседям, медленно, быстро, завтра, днем.        

     Молодцы! Вот и еще одну ромашку можно добавить в букет (приклеиваю 4 ромашку в букет).

  1. Закрепление. Работа в группах (творческая работа). 

Ну а теперь следующая ромашка. Чтобы ее добавить в букет, нужно потрудиться.

У вас на столах лежат листочки с названием того, без чего не выросла бы ни одна ромашка.

Группы – земля, воздух, вода, солнце. Прошу группы сесть на места по рядам.

 -Каждая группа должна составить предложения по схемам.  А схемы спрятаны в лепестках ромашки.

-Возьмите свои задания. Выполните, но не забывайте нашу главную цитату урока «Будь природе другом» (на листах начерчены схемы предложений, составить предложения по схеме с определенным видом обстоятельством).

1)   _____________     ___________________                     

       2)

              3)

      У вас есть небольшие подсказки в схеме (вопрос обст-тв).

- Зачитайте свои ответы. Выявить недочеты.

- Ребята, от какого слова, члена предложения вы задавали вопрос к обстоятельству (от глагола).

- С какой частью речи связано обстоятельство.

Откройте стр.103.

Прочитайте правило. Вы нашли в правиле подтверждение наших слов.

Мы можем добавить еще одну ромашку в букет (Приклеиваю ромашку 5).

  1. Разбор по членам предложения

Ну а теперь пришла пора разбирать предложения. И мы сможем добавить в букет еще одну ромашку. В ее лепестках и прячутся предложения для синтаксического разбора.

- Сорви лепесток, выполни разбор (по 1 ученику у доски).

1. Весна пришла в наши края.

2. Она быстро окрасила землю в зеленый цвет.

3. Кругом желтеют и алеют тюльпаны в садах.

4.Весной мир становится прекрасным.

- Молодцы! Добавляем еще один цветок в букет (приклеиваю 6 ромашку в букет).

  1. Рефлексия. Подведение итогов работы.

     Пришло время подвести итог нашей работы, выяснить, чего нам удалось достичь, над чем еще предстоит работать и сорвать последнюю ромашку в букет.

      Давайте вернемся к тому, чего мы не знали в начале урока. Удалось ли нам выполнить свои задачи. Нужно сорвать лепестки ромашки,  на которых записаны вопросы, на которые нужно дать ответ.

  1. Что должны вы знать на этом уроке?  (виды обстоятельств, с чем связан в предложении).
  2. Назовите, какие бывают виды обстоятельств?
  3. Как их отличать?  (по вопросу).
  4. На какой вопрос отвечают обстоятельства времени? Образа действия? Места?  Приведите примеры.
  5. С каким членом предложения связано обстоятельство в предложении.

- Достигли ли вы своей задачи? Кто еще должен доработать (Приклеить ромашку 7).

Мы сорвали полный букет, при этом не навредив живой природе, ее красоте, не сорвав живой ромашки. Мы хоть на урок, стали другом природе. Не забывайте об этом и в жизни, в действительности.

-Пришла пора оценить ваш труд (оценки за урок).

- Для чего учили эту тему?

 - Что понравилось и запомнилось на уроке?

- В чем были трудности?

 Этот букет будет радовать наш глаз и напоминать о защите природы.