Педагогический проект "Обогащение сенсорного опыта детей 2-3 лет в условиях РППС группы"

Пировских Людмила Александровна

Воспитатель, МКДОУ детский сад "Снежинка" п. Восточный, Кировская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пировских Л.А. Педагогический проект "Обогащение сенсорного опыта детей 2-3 лет в условиях РППС  группы" // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 20.04.2024).


Актуальность темы. Целевые ориентиры ФГОС направлены на развивающие функции образования, обеспечивающие становление личности ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей. В содержательном разделе образовательной программы ДОУ выделена образовательная область «Познавательное развитие»,  в которой представлено сенсорное развитие,  направленное на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов, на их интеллектуальное развитие.

Под сенсорным воспитанием понимается развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положения в пространстве, запахе, вкусе, и т.д.).

Познание ребенка окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Как считают Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др. на  третьем году жизни хорошо знакомые ребенку предметы становятся постоянными образцами, с которыми   он сравнивает свойства любых объектов (например, треугольные объекты с крышей). Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств  предметов с меркой, которой выступает конкретный  предмет. Г.А. Урунтаева выделила особенности сенсорного развития в раннем детстве: складывается новый тип внешних ориентировочных  действий, происходит примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам. А. В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность.

Ведущая цель, выдвигаемая ФГОС,  – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Ранний возраст – период интенсивного развития речи, сенсорики, движений, социального опыта, который ребёнок осваивает благодаря активному включению  в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде. Личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого и ребёнка предусматривают большие возможности общения на равных, позволяют  малышу самостоятельно действовать   привлекшими его внимание игровыми материалами.

Реализацию деятельностного  подхода  по обогащению сенсорного опыта детей 1 младшей группы решила вести в двух направлениях:

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность ребёнка и взрослого на условиях партнёрства.

Самостоятельная игра ребёнка третьего года жизни во многом зависит  от того, как организована развивающая  предметно-пространственная среда. Совместная деятельность ребёнка и взрослого позволяют освоить новые способы  деятельности с новыми предметами. Ребёнок начинает различать величину, форму, цвет предметов посредством зрения, мышечного чувства, осязания.

 

Проблема: работая в группах младшего дошкольного возраста, я заметила, что  дети данного возраста не умеют соотносить предметы с эталонами формы, неуверенно различают предметы по величине,  поэтому я решила работать в этом направлении с 1-ой младшей группы.

Цель: формирование у детей представлений о цвете, форме, величине предметов через развивающую предметно-пространственную среду  группы.

Задачи:

1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по обогащению сенсорного опыта детей.

2. Создать развивающую предметно-пространственную  среду в группе, способствующую развитию у детей умения различать цвет, величину, форму предметов, ориентируясь на соотношение предметов.

3. Подобрать игровые ситуации, направленные на приобретение сенсорного опыта детей в условиях предметно-пространственной  среды в группы.

4. Разработать технологические карты занятий по обогащению сенсорного опыта детей.

 

Новизна: развивающая предметно- пространственная среда создаётся с учётом принципов ФГОС:

- возрастной адекватности;

- вариативности;

- полифункциональности;

- доступности;

- трансформируемости.

 

Ожидаемые результаты:

1. Повышена педагогическая компетентность по теме работы.

2. Создана в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой дети будут:

  • соотносить геометрические фигуры с сенсорными эталонами (круг, треугольник, квадрат);
  • соотносить  основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);
  • различать предметы по величине и выполнять простейшие действия с ними.

3. Разработаны технологические карты НОД с использованием игровых ситуаций, направленных на приобретение сенсорного опыта детей.

 

                                       Реализация проекта:

1 этап (теоретический, сентябрь 2015 г.) - ознакомление  с теоретическим аспектом по теме исследования.

Изучение психолого-педагогической литературы: Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Г.А. Урунтаева, А.В. Запорожец и др. Проведение диагностики.

 

2 этап (практический, октября 2015 – апрель 2016 г.) - практическая деятельность, направленная на реализацию задач.

3 этап (диагностический, май 2016г.) – подведение итогов деятельности.

Проведение диагностики, используя дидактические игры: «Подбери пару»,  «Собери бусы», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «На что похоже», «Разложи правильно» и т.д. Анализ выполнения задач.

Продукт проекта: методические разработки, игры по сенсорному воспитанию детей.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка». М.: Просвещение, 1988.
  2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1993.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».