Мой урок по теме: Длина "Периметр". 1 класс

Такмакова Светлана Ивановна

Учитель начальных классов, МКОУ "Тундутовская СОШ", Республика Калмыкия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Такмакова С.И. Мой урок по теме: Длина "Периметр". 1 класс // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 29.03.2024).


Цели: Ввести понятие периметр Закрепить знания о величинах и их измерении, научить измерять длины сторон многоугольников и вычислять их периметры, отрабатывать навыки счёта в пределах 9 и решение текстовых задач, развивать речь, память, внимание, воспитывать культуру общения.

Оборудование: учебник математика 1 класс, часть 3 (авт. Л.Г. Петерсон),  мультимедийный проектор.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами в новом классе, присутствуют гости. Мы говорим им «Здравствуйте!»

На уроке у нас ещё будут гости. (Заставка)

Актуализация опорных знаний.

Вы все догадались, сегодня у нас будут персонажи одного из любимого вами мультфильма «Лунтик» Пришёл он к нам за помощью. Лунтик услышал, как дядя Шнюк сказал, что ему не мешало бы вставить свои картины в рамки и развесить у себя дома. Лунтик решил сделать сюрприз Шнюку. Но когда Лунтик попросил сделать рамку  дядю Корнея, то тот сказал, что сделает её, но ему для этого  нужен периметр, а что это такое Лунтик не знает. Мы должны помочь ему достать этот периметр для дяди Корнея.

 -Вы согласны?

Прежде чем отправиться в путешествие надо выяснить, хорошо ли мы к нему подготовлены.

 Задание №1.

У.- Сколько гусениц в мультфильме?

У.- Сколько лапок у Клавы?

У.- Сколько лапок у Кузи?  (Относится к насекомым)

У.- Сколько ног у Шнюка?  (Относится к паукообразным)

Д.- Получился ряд 2 4 6 8

У. - Что можете сказать.

 Д.(натуральный ряд чётных чисел)

 У.- Какое число самое большое?

У -Назовите самое маленькое число.

У- Какую закономерность увидели?

 Д.- (Каждое последующее число больше предыдущего на 2)

У.  - Продолжите ряд на 3 числа. (2 4 6 8 10 12 14)

У. - Назовите соседей каждого числа.

Д .- 1 3 5 7 9 11 13 15.

У- Изменилась закономерность?

Д- Нет. (Каждое последующее число больше предыдущего на 2)

У.- Что это за числа? (натуральные нечётные)

У.- Можем объединить эти числа в один ряд?

Д- Да. Поставим каждое число на своё место. (демонстрация)

У.- Изменилась теперь закономерность?

Д.- Да. (Каждое последующее число больше предыдущего на 1)

У- Молодцы ребята! Лунтик убедился, что вы хорошо уяснили порядок чисел и их место на числовом луче.

А теперь проверим вашу смекалку. Она просто необходима в нашем путешествии.

Как найти число в средней клетке?

       5 4 1         9 6 3         7 П 2

В ходе наблюдения выясняют, что третье число в каждой группе – это результат вычитания – 5-4=1 , 9 -6= 3. Значит, вторая цифра в третьей группе – 5, так как 7 – 5 = 2

Устный счёт.

 У. - Вам известно, что у Лунтика много друзей. Имя одного из них зашифровано. Вам нужно узнать его решив правильно примеры. Ответы показываем на числовых ромашках.

П – 4 = 3  (о)            П +3 = 7 (л)             П -3 = 5 (к)     П + 7 = 9 (ч)        7 – П = 6  (п)    2 + П = 7  (ё)   П – 4 = 2 (н)             П + 9 =12  (е)

У.Молодцы! А теперь составьте слово!

У.- Имя кого из друзей вы прочитали?

Постановка проблемы. Открытие нового.

Измерение сторон многоугольника.

Лунтик и пчелёнок решили позвать своего друга. А чтобы он быстро появился, друзьям нужна ваша помощь (стр. 4 №1).(демонстрация ан экране)

У.- Рассмотрите модель фигуры на экране.

У.- Что можете сказать?

(Замкнутая ломаная линия, геометрическая фигура, многоугольник, четырёхугольник)чему равна каждая.

У. – Рассмотрите стороны многоугольника. Что можете сказать?

Д. –Стороны многоугольника – это звенья замкнутой ломаной линии, звено – отрезок.

У - Какое задание по вашему предположению надо выполнить?

Д - Измерить стороны и записать, чему равна каждая.

(1  4  5  3)

У. – А если замкнутую превратить в незамкнутую, что можно заметить?

Учитель демонстрирует модель данного четырёхугольника с подвижно скрепленными отрезками.

У. -Можно ли узнать, чему равна длина отрезка АГ?

Д - Нужно сложить длины его частей.

У  -Чему равна длина большого отрезка?

Расставим результаты измерения в порядке возрастания. Что за слово получилось?

1      3     4     5

 

К     у     з       я

Физминутка.

Вам известно, что друзья любят играть и сейчас они предложили нам поиграть и отдохнуть.

Говорят, что лицо – это зеркало нашего настроения. Будем выбирать себе настроение и выражать его на лице мимикой. Закройте лицо руками. Послушайте, о каком настроении я буду говорить. Откройте лицо и покажите, как вы выражаете его.

 Кузя весёлый, Лунтик грустный,  Пчелёнок сердится, Лунтик ликует, Кузя мечтает, Пчелёнок доволен собой, Кузе пришла идея, Лунтик счастлив.

У.- С каким выражением лица мы отправимся дальше?

 У.- Я вижу, вы не боитесь трудностей, на ваших лицах – уверенность и хорошее настроение. Мне это приятно. Продолжим наше путешествие!

Знакомство с понятиями: длина и ширина, периметр.

 Лунтик и Пчелёнок, и Кузя любят делать подарки близким людям и не ищут для этого повода, а делают это просто так.  Сейчас они решили сделать подарок Миле, Клаве и бабе Капе. Клаве они решили подарить ленточку (прямоугольник), бабе Капе косыночку (треугольник), а Миле платочек (квадрат). Но они не могут обойтись без нашей помощи. Чтобы они смогли взять эти предметы им надо назвать их геометрическую форму, доказать правильность и найти сумму длин сторон каждого предмета.

У.- Помните, как это сделать? (сложить сумму длин сторон)

 У. Самое главное не ошибиться в вычислениях, и чтобы эти геометрические предметы стали теми вещами о которых мы договорились, надо сказать волшебные слова «Периметр равен  и назвать полученную сумму. Будьте очень внимательны!

 Устно выполняют коллективно, а письменную часть работы в карточках самостоятельно. На столе у каждого карточка,( как в учебнике на стр.4, №4.), проверка на экране. От каждого добиться слова периметр.

 Первоначальное закрепление

 Кузя. - Я так быстро здесь оказался, что не успел отнести дяде Шнюку вот эти планки. Их для него передал дядя Корней, ещё он говорил о  том, что ты, Лунтик, заказал ему рамку, и он просил поторопить тебя. Ты должен принести ему периметр. А что это?

 У. – А мы уже слышали это слово и оно необыкновенное.

 У.  – Какое это слово, ребята? (волшебное)

  У. - Что оно обозначает? (сумма длин сторон)

    Лунтик. – Посмотрите, что у меня получилось! А можно и так!.(показ)

 У. -Что это, ребята? (ломанная незамкнутая)

 У. - Зачем Шнюку ломанная? Нет! Здесь что-то другое. Ребята нам надо решить эту проблему. Поможем друзьям! Что сделать нужно?

 Д.- Замкнуть ломанную.

  У. -Какая фигура получилась?

  У.- Как называются стороны. (Длина и ширина)

  У. -  Как Шнюк может это использовать? (Вставить картину)

  У. -А можно из них построить квадрат? Почему? А при каком условии сможем построить квадрат? (планки одинакового размера)

Повторение и закрепление пройденного.

Ребята, посмотрите кто это там? Чем огорчён Муравьишка?

- Строим срочно мостик через ручеёк.

 Ширина ручейка 8 сантиметров. Достаточно ли будет планок с нашей рамки, чтобы перебраться?

-Почему? (сумма длин сторон = 8 см)

Муравьишка благополучно перешёл через ручеёк и Лунтик с друзьями тоже. Но когда они собирали планки обратно, одну планку унесло течением

- А можем снова сделать рамку из наших планок? (дети объясняют)

 - А какой формы будет фигура? * Можете определить её периметр?

Показ работы на чертеже. Сначала прямоугольник длина 3 см, ширина 1см. Вытягиваем в один большой отрезок. Считаем длину. Потом одна планка удаляется, остается три планки. Из них строим треугольник, находим его периметр.

 На доске решение:  8 – 3 – 3 – 1 = 1 см Планку этого размера унесло течение.

 Находим сумму длин сторон треугольника. Треугольник – это замкнутая ломаная линия. Эту ломаную можно развернуть, и получиться схема, похожая на схему прямоугольника, только состоять она будет из трёх отрезков: 3 см + 3 см + 1 см = 7 см

 У. А по другому могли узнать сумму длин треугольника7 (Да. Было 8 см одну планку длинной 1 см унесло течением, осталось 7 см.

- А как узнать какую планку унесло течение? (надо из целого забрать известные части)

-8 – 3 -1 -1 =3 или 8 – 5 = 3 (см)

 - А что за такое волшебное слово периметр?

Этимология слова. Периметр –  это слово пришло к нам из греческого языка (р –измеряю вокруг), длина замкнутого контура.

. Например сумма длин сторон прямоугольника, или квадрата, или треугольника.

У. – Оказывается, что дядя Корней просил  Лунтика дать ему размеры картины, которую он вставит в рамку!

У. - А теперь скажите, периметр – это целое число, или часть? Почему? (сумма – целое)

Физминутка. Сова.

 

Ночь – глаза раскрыть, летим и вставляем знак действия в пример. Два столбика, две команды.

День – глаза закрыть, стоим

Примеры:

4 * 3 = 7           8 * 4 = 4

5 * 2 = 7            6 * 5 = 1

9 * 3 = 6            7 * 2 = 9

5 * 0 = 5            0 * 3 = 3

6 * 6 = 0            7 * 7 = 0

9 * 4 = 5            3 * 5 = 8

9. Сравнение единиц длин  с. 5 №6.(на доске ) Пока дядя Корней готовит новую планку, мы с вами должны выполнить новое задание, ведь мы тоже должны ему помочь, раз оторвали от дела. А  как по вашему, что делал дядя Корней?

 - Сравнивал именованные единицы и выражения с ними.

 - Прежде, чем выполнить это задание, о чём надо помнить? (Выполнять действия возможно только с одинаковыми единицами измерения. Поэтому сначала нужно убедиться, что числовые выражения записаны в одинаковых единицах измерения)

Работа у доски  и в тетрадях – учебниках параллельно.

 3 см П 9 см                               5 см + 2 см П 2 см + 5 см

5 см П 2 см                                6 см – 3см П 6см + 1 см

6 см П 7 см                                7 см – 4 см П 5 см – 4 см

10.  Наконец друзья пришли к Шнюку. Но Шнюк был очень озадачен тем, что не мог решить задачу для первого класса, и его ничто не радовало.  Надо помочь дяде Шнюку!

Составим и решим обратную задачу.

Итог.

Шнюк был очень доволен. Он сразу вставил свою картину в рамку, а друзья рассказали ему о своих приключениях.

У. – Довольны ли вы результатом своей работы?

У.-- Какие открытия они вместе с нами сделали?

У.-- Что нового узнали?

У. Поможем дяде Шнюку сделать рамки для других картин?