Конспект образовательной деятельности "Россия - Родина моя" (старший возраст)

Колесина Надежда Алексеевна

Воспитатель,  МАДОУ Михневский ЦРР детский сад Осинка, пос. Михнево Ступинский район Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Колесина Н.А. Конспект образовательной деятельности "Россия - Родина моя" (старший возраст) // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 28.03.2024).


 Цель: продолжать знакомить детей с нашей огромной Родиной – Россией.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о символах России: герб, флаг, березка, матрешка. Формировать интерес к народному искусству. Закрепить знания детей о произведениях искусства художников: Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору»; Исаак Ильич Левитан «Березовая роща». Продолжать знакомить детей с произведениями русского поэта А. С. Пушкина.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, интерес к родной стране, расширять словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать в детях любовь к своей Родине - России, вызывать у них чувство восхищения красотой ее природы, талантом русского народа и гордость за него.

Словарная работа:

Герб, пейзажисты, поэт, символы, глобус, репродукции, географическая карта, россияне.

Предварительная работа:

Знакомство детей с географической картой России; рассматривание герба и флага России, рассматривание иллюстраций с предметами, на которых изображен Российский герб и флаг. Чтение сказок А. С. Пушкина Рассматривание предметов народно - прикладного искусства: матрешки, дымковских игрушек, изделий хохломской росписи.

 Экскурсии в мини - музеи группы «Незнайка» и другие группы ДОУ.

 Рассматривание репродукций с картин художников И. И. Шишкина и И. И. Левитана.

Материал:

Книги с р. н. сказками и сказками А. С. Пушкина.

Посылка, репродукции картин И.И. Шишкина, И. И. Левитана, письмо.

Матрешка, дымковская барышня, деревянная ложка.

Глобус, географическая карта, флаг, герб России.

Диск с записью р. н. песни, сундучок, иллюстрации по теме.

 

Ход ООД

Воспитатель:

-Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Хотите узнать какой? (Показываю детям письмо).

-Я получила письмо, но оно адресовано не только мне, но и вам. Послушайте, пожалуйста, о чем в нем написано: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети с Африки. Мы никогда не были в России, но знаем, что ваша страна самая большая на карте мира. Нам очень хочется узнать больше о России, ее богатстве, о культуре русского народа. Дорогие ребята, расскажите нам, что вы знаете о своей Родине - России, о русском народе, русской культуре. Мы тоже напишем вам о живущих людях в Африке, о нашей культуре и традициях».

Воспитатель:

-Я долго думала, что нам можно ответить детям с Африки. И решила посоветоваться с вами.

 Предлагаю детям присесть на стульчики и высказать свое мнение по этому вопросу, обобщаю ответы детей и предлагаю отправить детям в Африку посылку и письмо. (Показываю посылку и конверт).

Воспитатель:

-Дети, ведь вы очень много знаете о жизни русского народа. Я подобрала интересные предметы, которые помогут детям в Африке лучше узнать нашу Россию. Давайте сначала вспомним, как называется наша маленькая Родина?

Дети:

-Поселок Михнево.

Воспитатель:

-Чем знамениты наши края?

Дети:

-Много лесов, река Каширка, пруды, луга и поля.

Воспитатель:

-Здесь мы с вами родились, здесь родились ваши родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. Наш поселок очень старый, ему много лет. Все, кто в нем жил и живет, любят его.

Послушайте, как писала о нем наша землячка, поэтесса Александра Сергеевна Зубкова:

 

Все милей, дороже мне с годами,

Средь лесов и ситцевых полей

Деревушка с пышными садами -

Уголочек Родины моей       («Деревушка»).

 

И еще стихотворение, которое называется «Утро в Михнево».

 

Михнево. Душа родного края!

Вновь встречает новую зарю.

Тихий уголок свой обожаю!

Не лукавя, это говорю!

 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на коромыслах

Базарного фотографии нашего поселка, назвать знакомые места.

Воспитатель:

-А как называется наша большая Родина?

Дети:

-Наша большая Родина - Россия.

Воспитатель:

-Покажите, пожалуйста, Россию на карте, на глобусе.

-Чем богата наша Россия? (Ответы детей).

-Покажите на карте моря, леса, горы.

Воспитатель:

Что такое Родина? Все ребята знают,

Это мир прекрасный. Светлый и большой,

Самая любимая, Ты страна родная.

Нет другой на свете Родины такой.

Предлагаю детям сесть на стульчики.

Воспитатель:

- У каждой страны есть свои символы. Какие символы России вы знаете?

Дети:

-Герб, флаг, матрешка, березка.

Воспитатель:

-А вы знаете наш российский флаг? Покажите его.

Дети из разных флагов выбирают российский флаг, показывают его.

Воспитатель:

- Где можно видеть герб и флаг? (Ответы детей).

Воспитатель показывает детям иллюстрации с предметами, на которых можно увидеть изображения российского флага и герба.

Воспитатель:

-Мы с вами уже говорили о том, что Россия очень большая, богатая и красивая страна. И живет в России талантливый народ. И чего только русские люди не умеют делать! И песни красивые петь, и разные красивые предметы делать. А какие сказки умеет придумывать русский народ, можно только диву даваться, да руками разводить. Вот так, например:

Вот мы руки развели, очень удивились,

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Ниже, ниже не ленись,

Поклонись и улыбнись (2-3 раза).

Предлагаю детям выполнить это упражнение вместе со мной.

Воспитатель:

-Как я уже сказала, что русский народ сложил много интересных сказок, как сюжетом, так и красивым выразительным языком.

Сейчас вы должны по отрывкам из сказок, которые я вам прочитаю, отгадать название русских народных сказок.

Дети отгадывают, и воспитатель показывает книги с р. н. сказками.

Воспитатель:

-Ребята, а что вы знаете о А. С. Пушкине? Найдите его портрет на коромыслах Базарного. (Дети показывают портрет А. С. Пушкина)

Дети:

-А. С. Пушкин тоже писал сказки, но только в стихах, например, «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке» и другие.

Воспитатель:

-Вот все эти интересные книги мы отправим детям в Африку, пусть читают.

Воспитатель и дети складывают книги в посылку. Предлагаю детям присесть на стульчики.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. В нем ваши бабушки хранили игрушки, одежду, и другие разные вещи. Я вам загадаю загадки и, отгадав их, вы узнаете, что лежит в этом сундучке. Слушайте внимательно:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка (Матрешка).

Воспитатель:

- А эта игрушка сделана из глины, разрисована разными красками. Узор очень необычен: клеточка, а в клеточке - разноцветные кружочки. (Дымковская барышня).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. А теперь следующая загадка:

Не лопатка, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку...

Вы узнали? Это... (Ложка).

Воспитатель показывает детям деревянные ложки, спрашивает, какая на них роспись? (Хохломская роспись).

Воспитатель:

-Молодцы! Все загадки отгадали правильно. Все эти вещи делают только в нашей стране. Но эти предметы любят гости из разных стран мира, и они всегда покупают их на память о России. И эти красивые предметы мы отправим детям в Африку. (Складывают предметы в посылку).

Воспитатель:

-А какие красивые песни поет наш народ. Мы сейчас послушаем р. н. песню «Калинка». Русские народные песни часто звучат по телевидению, на концертах, на фестивалях. (Дети прослушивают отрывок из песни)

Мы положим этот диск тоже в посылку, пусть африканские дети тоже выучат красивые русские песни.

Воспитатель:

-Россияне всегда любили и восхищались красотой природы. Белые заснеженные горы, быстрые реки, зеленые леса, березовые рощи вдохновляли художников. И они написали много прекрасных картин.

-Дети, найдите на коромыслах  Базарного знакомые картины и назовите их.

Дети называют репродукции известных художников, затем вместе с воспитателем складывают их в посылку.

Воспитатель:

-Вот какая богатая у нас получилась посылка. Теперь африканские дети многое узнают о русском народе. А еще я напишу детям о том, что вы мне рассказывали про Россию. Из ваших рассказов я поняла, что вы также как и я, любите свою Родину и малую, и большую.