Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ»

Жемчугова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед, МАДОУ №64 "Искорка", Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жемчугова С.Ю. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ» // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 29.03.2024).


 

Цель:

1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].

2.Знакомство с буквой Щ.

3. Закрепление умения различать звук и букву.

4. Научение чтению слогов с буквой Щ.

5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.

6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

7. Предупреждение оптической дисграфии.

8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом –ищ.

 

Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?

Дети: В лесу.

2. Опознавание изученных букв по их элементам.

Профилактика оптической дисграфии.

Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

 

Дети выполняют задание.

3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух.

Логопед: А теперь послушайте стихотворение.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал!

Еще бы! Он счастливый рос.

Теперь мой щен не щен, а пес – Настоящий!

Е. Благинина

 

Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?

Ответы детей.

Логопед: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].

Дети: Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит -  звук глухой и всегда мягкий.

4. Отгадывание загадок.

Логопед. Дети, а вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да!

Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

Уши торчком,

Хвост крючком.

Весело лает,

В дом не пускает.

(Щенок)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает

(Щука)

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

Сапожной строгой ....

(Щётки)

А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.

Дети выполняют задание.

5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.

Логопед: Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.

Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.

6.Знакомство с буквой Щ.

Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.

Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.

7.  Чтение слогов.

Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

Логопед: Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.

Ответы детей.

8.Физкультминутка.

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.

Щеглёнка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждет

И от отчаянья – в полет…

И вот удача – высота

Спасла щегленка от кота.

9. Образование существительных с помощью суффикса –ищ

Логопед: Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).

Дети: Кот

Логопед: Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …

Дети: Зубищи

Логопед: Не глаза, а…

Дети: Глазищи

Логопед: Не лапы, а …

Дети: Лапищи.

Логопед: Не усы, а…

Дети: Усищи.

Логопед: Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»

Дети прогоняют кота.

10. Минутка релаксации.

Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.

Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.

 11. Итоги занятия.

Логопед: Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

Дети: Мы говорили о звуке Щ.

Логопед: Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

Дети выполняют задание

Логопед: Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].

Ответы детей

Логопед: Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?

Дети: С нами на занятии был щегол.

Логопед: А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?

Дети: Название этой птички начинается со звука [Щ].

Логопед: Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!