Адаптация детей к детскому саду

Таракановская Анна Константиновна

Воспитатель, МДОУ ИРМО «Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида», Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Таракановская А.К. Адаптация детей к детскому саду // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 23.04.2024).


 

Адаптация ребенка к детскому   саду-а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно.

Период адаптации- это тяжелое время для малыша   ,его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад-это сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Подразделяют   три   стадии  адаптации: легкая, средняя, тяжелая.

При легкой адаптации поведение ребенка раннего возраста нормализуется в течении месяца   ,у  дошкольников- за 10-15 дней. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Почему такие дети быстро адаптируются? При разговоре с родителями выясняется- что они готовили детей к детскому саду, объясняли правила поведения, учили самостоятельности, культурно- гигиеническим навыкам. Играть нужно со всеми детьми и делиться игрушками. Все это благотворительно влияет на ребенка.

При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не   раньше,  чем  через 20-40 дней. В разговоре с родителями выясняется, что   их   дети   до прихода в детский сад, общались только со взрослыми, поэтому им так тяжело привыкнуть к другим детям.

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью:  от 2х и до 6 и больше месяцев; и тяжестью ее проявлений. Число таких детей невелико, и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах: при первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что   неблагоприятно отражается на состояние его развития. Это вид встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих отклонения в здоровье, вслвдствие   токсикоза   беременности у матери, осложнения в родах и т. д.

Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью неадекватного поведения. Наблюдается длительное снижение аппетита, сна, снижена активность. При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала.

Наша главная цель, педагогов:

- определить помощь детям и их родителям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

- определить возможности создания условий для прохождения ребенком адаптационного периода.

Задачи:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей

 и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим с собой (задачи по ФГОС ДО)

- создание условий для оптимальной социализации, т.е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением

Работа с детьми:

- утренняя гимнастика

- конспекты бесед

- картотека игр:  подвижные игры, игры-релаксации, словесно-речевые игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, хороводные игры

- оздоровительные мероприятия

- развлечения

Работа с родителями:

- анкетирование родителей "Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад"

- памятка для родителей "Подготовка ребенка к детскому саду"

- памятка для родителей по безопасности детей в летний период

- конспект родительского собрания «Адаптация ребенка в детском саду»

- консультация «Формирование самостоятельности у детей»

- составление планов работы с детьми, родителями, педагогами

- создание предметно-развивающей среды

- составление и подбор информационного материала для родителей

- подборка литературы, стихов, пальчиковых игр

- материалы для художественного творчества.