Адаптация ребенка к детскому саду-а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно.
Период адаптации- это тяжелое время для малыша ,его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад-это сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.
В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
Подразделяют три стадии адаптации: легкая, средняя, тяжелая.
При легкой адаптации поведение ребенка раннего возраста нормализуется в течении месяца ,у дошкольников- за 10-15 дней. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Почему такие дети быстро адаптируются? При разговоре с родителями выясняется- что они готовили детей к детскому саду, объясняли правила поведения, учили самостоятельности, культурно- гигиеническим навыкам. Играть нужно со всеми детьми и делиться игрушками. Все это благотворительно влияет на ребенка.
При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. В разговоре с родителями выясняется, что их дети до прихода в детский сад, общались только со взрослыми, поэтому им так тяжело привыкнуть к другим детям.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью: от 2х и до 6 и больше месяцев; и тяжестью ее проявлений. Число таких детей невелико, и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах: при первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состояние его развития. Это вид встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих отклонения в здоровье, вслвдствие токсикоза беременности у матери, осложнения в родах и т. д.
Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью неадекватного поведения. Наблюдается длительное снижение аппетита, сна, снижена активность. При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала.
Наша главная цель, педагогов:
- определить помощь детям и их родителям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
- определить возможности создания условий для прохождения ребенком адаптационного периода.
Задачи:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей
и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим с собой (задачи по ФГОС ДО)
- создание условий для оптимальной социализации, т.е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением
Работа с детьми:
- утренняя гимнастика
- конспекты бесед
- картотека игр: подвижные игры, игры-релаксации, словесно-речевые игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, хороводные игры
- оздоровительные мероприятия
- развлечения
Работа с родителями:
- анкетирование родителей "Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад"
- памятка для родителей "Подготовка ребенка к детскому саду"
- памятка для родителей по безопасности детей в летний период
- конспект родительского собрания «Адаптация ребенка в детском саду»
- консультация «Формирование самостоятельности у детей»
- составление планов работы с детьми, родителями, педагогами
- создание предметно-развивающей среды
- составление и подбор информационного материала для родителей
- подборка литературы, стихов, пальчиковых игр
- материалы для художественного творчества.