Конспект для старшей группы "Святая Русь и ее защитники"

Мордвинцева Марина Владимировна

Воспитатель, МДОУ ЦРР - детский сад №28, Московская обл., г. Орехово-Зуево

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мордвинцева М.В. Конспект для старшей группы "Святая Русь и ее защитники" // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 19.04.2024 ).


Цель : Приобщение детей к истории России.

Задачи:

1. Ввести понятия «Родина», «Отечество», «Святая Русь», «Православная Россия».

2. Учить узнавать и называть героев России.

3. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию.

4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине.

5. Дать знания о следующих событиях: победа над татаро-монголами и восстание против поляк.

 Оборудование:

1.Ватман

2.Клей

3.Салфетка на каждого ребенка и родителя

4.Силуэты семей (приготовленные родителями заранее ) на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание географической карты и беседа по ней.
  2. Рассматривание картин с природой.
  3. Беседа о столице нашей Родины.

Средства:

Хрестоматия «Добрый мир» книга 3, наглядные материалы «Икона Пресвятой Богородицы», «Спас Нерукотворный», музыкальные материалы «Добрый мир». Иллюстрации икон Покрова, храма Василия Блаженного и Казанского собора, памятника Минину и Пожарскому.

Темы хрестоматии в рамках которых сделана методическая работа:

Занятие 17. Родина.

 

1. Тема «Что мы называем Родиной?»

2. Тема «Можно ли рассказать о Родине красками, музыкой, стихами?»

3. Тема «С чего начинается Родина?»

4. Тема «Святая Русь».

5. Тема «Почему люди защищают свою Родину?»

6. Тема «Защитники Руси» (Стр. 119-121 Методического пособия «Добрый мир»).

План:

1. Рассматриваем рисунок (стр. 34 книги 3 хрестоматии «Добрый мир»).

2. Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?» (стр. 33 хрестоматии).

3.Вводим понятия «Родина» и «Отечество».

3.1 Чтение стихотворение «Родина моя». (стр.32 хрестоматии)

4. Физкультминутка (муз. пособие № 49).

5. Вводим понятие «Святая Русь», Православная Россия».

5.1. Рассматривание рисунка и чтение стихотворения «Русь называют святою…» (стр. 36, книги 3).

6. Чтение рассказа «Почему люди защищают свою Родину?»

6.1 Рассматриваем рисунок (стр.37 книги 3)

6.2 Рассматриваем рисунок (стр. 38 книги 3) и иллюстрацию «Спас Нерукотворный».

7. Рассказ об исторических событиях: победа над татаро –монголами.

7.1.Рассматриваем иллюстрации иконы Покрова, храма Василия Блаженного.

8. Физкультминутка (муз. пособие № 46)

9. Рассматривание памятника Минину и Пожарскому.

9.1.Рассказ о восстание против поляк.

9.2. Рассматривание иконы Казанской Божьей Матери, Казанского собора.

10.Коллективная работа «Мы вместе, мы едины, а значит непобедимы.»

11. Темы следующего занятия.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и о тех, кто защищал ее много лет назад.

(Рассматриваем рисунок на с. 34 хрестоматии). Дети рассказывают, что изображено на рисунке.

Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы потом скажите о чем оно.

С чего начинается Родина?

 

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца?

 (Дети высказываются по содержанию стихотворения.)

Воспитатель:

Давайте подумаем, что такое Родина?

(Высказывания детей)

Мы с вами любим наш дом, свою семью: маму, папу, братьев и сестер, бабушку и дедушку. Все это – родное.

Но наша Родина, наше Отечество – это вся Россия. Мы родились в ней, здесь говорят на нашем родном языке, и все для нас в ней родное…

Одна у человека мать одна, у него и Родина.

Родная земля, Родина – это место, где ты родился. Род – это наши родные: мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки.

Воспитатель: А почему у человека может быть только одна Родина? (Высказывание детей.)

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Родина моя.

Лес, поля, холмы и реки,

Горы и моря.

Это все теперь навеки –

Родина моя!

 

Давайте подберём похожие слова к слову Родина (род, родились, родные, родная земля – земля отцов – Отечество).

Физкультминутка.

Под музыку №49 дети танцуют, придумывают соответствующие движения в такт музыки.

Воспитатель: Наша Родина Россия – страна православная. Ее называли Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили Его и жили по Его заповедям. Ребята, посмотрите на рисунок (с.36 книга 3), а прочитаю вам стихотворение.

 

«Русь называют Святою…» (стр.36).

 

Русь называют Святою.

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

 

Тихо о чем то тоскует

Возле колодца ветла.

Родиной землю другую

Я б не назвал никогда.

Воспитатель: Сотворив прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать его. Люди, жившие на святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были князья, воины. Их называли защитниками Отечества.

Воспитатель: Посмотрите на рисунок (с.37).

Что нарисовано?

Дети: Воины со щитами, в шлемах.

Воспитатель: Что они оберегают?

Дети: Родину, Православный храм, церковь.

Воспитатель: Воины защищают самое большое богатство России. Чтобы мы назвали богатством? (Ответы детей.)

Воспитатель: Но на рисунке мы видим, что воины не подпускают врага к храму. Воины оберегали храм потому, что храм – это дом Божий. А люди, жившие на Руси, верили в Бога и защищали православную веру от врагов.

Воспитатель: А теперь посмотрите на рисунок (с. 38). Кто здесь изображен? (Ответы детей.)

Воспитатель: Это воин русский князь - Александр Невский. У воина в руках оружие – меч. На флаге изображен сам бог. А кто догадается, почему на флагах изображали Самого Бога?

Дети: Люди верили в помощь Бога.

Воспитатель: Александр Невский показывает на храм, потому что он тоже защитник Святой Руси.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина. Родина у нас какая? (Ответы детей.)

Воспитатель: России часто приходилось отражать нападение разных врагов. Много-много лет назад на нашу страну напали татаро-монголы.Они долго хозяйничали на нашей земле. Но однажды русский народ поднялся на борьбу с ними и в конце концов прогнал их с русской земли. Но татары основались в Казанском ханстве и устраивали частые набеги на русские земли. И вот при царе Иване Грозном русские воины покорили Казанское ханство, где жили татары.

Царь приказал в честь этой победы построить храм. Называется он Покровский собор, потому что самая главная победа над татарами была в праздник Покрова Божьей Матери. У этого храма есть и другое название Храм Василия блаженного. (Рассматриваем икону Покрова и иллюстрацию храма Василия Блаженного.)

Физкультминутка.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и представляют то, о чем поется в песне. (№ 46)

 

Воспитатель: Перед Покровским собором стоит памятник. (Показываю иллюстрацию памятника.) Кого вы здесь видите? (Ответы детей.)

Воспитатель: Двух мужчин. Один из них сидит, другой стоит. А на памятнике написано : «Гражданину Минину князю Пожарскому благодарная Россия.» За что же благодарит Россия Минина и Пожарского?

В те времена когда жили эти люди, умер русский царь и не осталось у него наследников. Этим хотели воспользоваться поляки и решили захватить Москву и поставить править Россией польского царя. Русский народ возмутился. Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин начал собирать войско. Собрали войско и попросили его возглавить Дмитрия Пожарского. Минин и Пожарский в руках с иконой Казанской Божьей Матери повели войско к Москве и прогнали поляков, защитили Отечество.

 (Рассматриваем иллюстрацию иконы Казанской Божьей матери Казанского собора, где хранится данная икона.)

Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать Минина и Пожарского? (Ответы детей.)

Воспитатель: Народ не забыл их подвиг и через много лет после этих событий поставили этот памятник на Красной площади.

Скажите мне, ребята, после всего услышанного можно ли утверждать, что народ горячо любил свою Родину? (Ответы детей.)

Воспитатель: В честь победы над поляками стали праздновать праздник иконы Казанской Божьей матери, а сейчас он называется день народного единства. Отмечают его 4 ноября.

Помните всегда ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды. И сегодня, накануне дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно!»

Я для вас приготовила ватман, вам нужно будет расположить силуэты своих семей рядом друг с другом, как будто мы держимся за руки – это будет символизировать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!!! (Дети вместе с родителями приклеивают силуэты своих семей на ватман)

Воспитатель: Молодцы!

Главное, мы вместе! Главное, мы дружно!

Главное, мы с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони!

Воспитатель: Я думаю, что все, о чем мы с вами сегодня говорили, вы запомните и будите любить свою Родину, держаться всегда вместе и помогать друг другу. А сейчас хотите послушать колокольный звон? Слушаем звон колоколов(№54)

Воспитатель: Тема нашего следующего занятия «Православные храмы нашего города». На этом наше занятие закончено. После тихого часа вы нарисуете и красивую природу нашей Родины, и воинов, которые защищают Дом Божий от врагов.