Автоматизация свистящих звуков

Фурцева Татьяна Александровна

Учитель-логопед, МБДОУ ЦРР детский сад № 138, Воронеж

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фурцева Т.А. Автоматизация свистящих звуков // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 28.03.2024 ).


Цель:

  1. Коррекция и развитие основных психических функций ( внимание, память, воображение)
  2. Развитие артикуляционной моторики
  3. Подготовка к постановке дефектных звуков(Л, Ш, Ж)
  4. Закрепление и автоматизация постановленных звуков (С,З,Ц) в словах, фразах , связных текстах.
  5. Развитие фонематического восприятия.
  6. Работа над словообразованием; однокоренные слова.
  7. Формирование грамматического строя речи: Родит. Падеж сущест., словосочетание(прилагательные и существительные в косвенных падежах).
  8. Формирование связной речи в тексте по картинкам – симвалам.

Оборудование:  мяч, бумажная бабочка, пузырек с духами, сюжетная картина «луг», предметные картинки: овца, птица, птенец, заяц, кольцо, гусеница, мельница, лестница, синица.

Игрушка «коза, картинка- символы, геометрические фигуры».

Ход занятия.

  1. Дыхательные упражнения: произношение на выдохе «как хорошо пахнет!», сдувание бабочки с сюжетной картинки «луг».
  2. Артикуляционная гимнастика:  «лопатка», «чашечка», «вкусное варенье», «фокус», «грибок», «гормошка».
  3. Подготовительное упражнение для постановки звука {Л}- «барабанщик».
  4. Развитие мелкой моторики рук: игра с пальчиками, поочередно прикасаться большим пальцем, начиная с мизинца, произносить слова «здравствуй, пальчик мизинчик, …..» , разъединить и соединить все пальцы вместе, разъединять все пальцы по одному начиная с большого.
  5. Уточнить произношение звука {Ц}: губы в улыбке, зубы видны, язычок лежит в незу за нижними зубами и толкается в зубки.
  6. Автоматизация звука {Ц} в словах

a)        Повторить произношения звука в конце слова в игре с мячом «Угадай какое слово я задумала?», добавить в конце слова звук {ц}: оте.., певе.., коне.., тане.., пале.., удале.., ледене.., индее.., китае…

b)      Автоматизация звука в словах по сюжетной картинке «В цирке» кого дрессирует Муха- цокотуха?

- Муха –цокотуха дрессирует: овцу, курицу, зайца, гусеницу, синицу, скворца, цаплю. – Кто мчится?

 - Мчится скворец.

 – Кто катается?

 - Катается цапля, катается заяц.

c)       Дидактическая игра с картинками «чего не стало?»

- не стало зайца, птенца, овцы.

–не стало синицы, лестницы, пуговицы.

  1. Автоматизация звука {а} в словах и фразах.

a)       Образование однокоренных слов от существительного «зуб»:

- во рту растут зубы,

- маленький зубик, зубок.

– ласково назвать – зубочек,

- паста для зубов какая? – зубная,

- порошок для зубов какой? – зубной,

- волк с большими зубами какой? –зубастый,

- а волки какие? – зубастые,

- собака какая? – зубастая.

b)      Формирование грамматического строя речи во фразах. Изменение

словосочетания «заводная коза по падежам».

У Лизы была…………………………/заводная коза/

у Зои не было………………………/заводной козы/

Зое купили………………………../заводную козу/

Зоя гуляет с ……………………../заводной козой/

Зоя показывает детям …………./заводную козу/

Зоя заботится о …………………/заводной козе/

 

c)       Чистоговорки: за, за, за –вот идет коза

зу, зу, зу – я веду козу

зы, зы, зы- у Зои нет козы.

  1. Автоматизация звука [С] в связных текстах.

a)Формирование тонкой моторики в игре «Капуста» с движением.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трём,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём.

b) Автоматизация звука {c}в тексте по опорным символам/ геометрические формы/

Текст: Вот сад. В саду стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони собака. Соня даёт собаке кусок мяса.

Рассказывание текста логопедом.

Вопросы: Что у дома?

Что стоит  в саду?

Кто сидит на скамейке?

Кто у Сони?

Что даёт Соня собаке?

Раскладывание ребенком символов по содержанию текста.

Пересказ текста ребенком с опорой на символы.

Выбор из текста символов со звуком {с}

  1. Итог занятия.