Способы снятия умственного и физического напряжения на уроках в 5-11 классах

Хаимова Ирина Алексеевна

Учитель украинского языка и литературы, ГБОУ ЛНР "Ясеновская гимназия №2", г. Ровеньки

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хаимова И.А. Способы снятия умственного и физического напряжения на уроках в 5-11 классах // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 28.03.2024 ).


Я не боюсь еще и еще раз повторить:

 забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие, 

прочность знаний, вера в свои силы

В.А. Сухомлинский

Темпы развития современного общества предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье, как условие свободы жизни, является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей.  Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полной социальной и психической удовлетворенности.

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей.

Таким образом,  формирование культуры здоровья должно проходить не только на уроках физической культуры, но и на всех без исключения уроках в общеобразовательных учебных заведениях.

В качестве примера остановлюсь на  опыте  своей работы.

Я - учитель украинского языка и литературы 5-11 классов.

 Украинский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Я убеждена в том, что сверхзадачей любого урока, любых взаимоотношений учителя и ученика должна быть установка – "не навреди" физическому, психическому и духовному развитию ребенка. Обучение в школе – серьезная нагрузка для детей. Они мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Все это создает предпосылки для развития отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, нарушение обмена веществ, задержки физического развития. И если внимательно рассмотреть все методологиечскиеосновы,  труды В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, Я. А.Коменского,                                 Ж.-Ж. Руссо, Н.К.Смирнова и других, можно прийти к выводу,что много детей в каждом классе, особенно в наше время , имеют определенные проблемы: это и дисграфия, и дислалия, и заикание, и дети с нарушением зрения или слуха, и дети с неадекватным поведеним,агрессивные,ЗПР, и инвалиды в частности.

В своей работе за основу я взяла золотое правило обучения детей: "В детях  нужно формировать стремление к здоровому образу жизни, вырабатывать собственный опыт здоровьесбережения".

А для этого  я использую физкультминутки, релаксации, цветотерапию, музыкотерапию, смехотерапию, сказкотерапию, аутотренинги, массажи и самомоссажи, что способствует сохранению физического, психического, социального и духовного здоровья детей 5-11 классов.

Одним из способов снятия умственного и физического напряжения учащихся, как известно, является применение на уроках физкультпауз. Все об этом знают, но у многих учителей для них просто не хватает времени. Или считают, что в старшей и основной школе это необязательно. Ошибаются! Если урок хорошо спланировать, рационально распределить время, а главное – захотеть, то все обязательно получится. Ведь главное  – здоровье ребенка. Такие перерывы во время урока способствуют улучшению функционирования мозга, восстанавливают тонус мышц, которые поддерживают правильную осанку, снимают напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от письма пальцев, да и просто, дают возможность немножко  отдохнуть.

Физкультпаузы  бывают разных видов: музыкальные, танцевальные, для глаз или отдельных частей тела, даже выполняющиеся сидя. И если вам жалко урока, можно проводить физминутки в аспекте темы урока. Например, в 5 классе на уроках украинского  языка, я провожу физминутки, не теряя обучающего  времени урока. Так, закрепляя тему "Состав слова", сопровождаю определение частей в слове их показом с помощью специальных движений рук под музыку. Замечу, что детям  интересны  полноценные физкультпаузы, где головной мозг отдыхает, переключается, с использованием музыки и видео.

Также, чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Один из моих любимых способов – релаксация. Люблю это делать в старшей школе, где дети уже не такие активные, как в среднем звене. Ведь дать старшеклассникам  небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, значит дать возможность к улучшению усвоения материала и, вообще,  стать ближе к ним.

Сделать своих воспитанников жизнерадостными, бодрыми, физически здоровыми мне помогают массажи. Для психологической разгрузки на уроках литературы можно использовать интересные методы: написание фанфиков и сенканов.

Фанфик — жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения.

Командой нашей гимназии было проведено исследование, которое показало, что класс, в котором изначально внедряются здоровьесберегающие технологии, лучше адаптируется к обучению в средней школе, развивается, наблюдается устойчивость к стрессовым ситуациям, по сравнению с классом, в котором не проводятся мероприятия, направление на укрепление и сохранение здоровья учеников.

Интересной находкой для меня стала цветотерапия, т. к. известно, что с давних времен человек интересовался цветом и уделял ему большое значение. Целителы определяли, какой цвет нужен больному, его купали в комнате такого цвета, и здоровье улучшалось.

Современные наблюдения ученых над влиянием цвета на состояние человека дают возможность выявить психологическое состояние человека, его характер, дать оценку здоровью, выявить возможности и способности. Предлагаю Вам выбрать цвет, который больше всего нравится, он охарактеризует вас.

Зеленый (понедельник) – это цвет тепла, воли и силы. Позитивно влияет на нервую систему, снимает напряжение. Люди, которые его выбирают – это люди с твердым характером.

Красний ( вторник) символизирует  активного, сильного духом человека, который ничего не отлаживает на потом. Лечит почки,желудок, легкие.

Розовый (среда). Символизирует нежность. Люди, которые его выбирают, романтичны и эмоциональны. Лечит астму,ревматизм, легкие.

Фиолетовый (четверг). Этот цвет выбирают люди, склонные к меланхоличности и серьезности. Лечит болезни кости, судорги, нервные заболевания, опухоли.

Синий (пятница). Цвет холода и спокойствия. Этот цвет выбирают уровновешенные, уверенные люди с чутким серцем. Лечит сердце, головную боль, нормализует давление.

Коричневый (суббота). Люди, которые его выбирают озадачены своим здоровьем. Лечит судороги, почки, эпилепсию, ревматизм.

Желтый (воскресенье) – цвет солнца. Люди, выбравшие этот цвет оптимисты, живут с надеждой на лучшее. Дарят её окружающим. Лечит диабет, экзему, почки, депрессию.

Белый.  Люди, которые его выбирают стремятся к чистоте и покою.

Черный –  это стойкая позиція протеста, агресивная позициях характера, импульсивность.

Забота о здоровье учащихся – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости учеников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому нам необходимо сделать все возможное для сохранения и укрепления здоровья школьников. Берегите свое здоровье, здоровье своих детей.

На мой взгляд,  здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современности, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  может внести каждый учитель.