Спортивно-патриотическая игра "Орленок"

Батурина Ольга Николаевна

Учитель, МБОУ СОШ №26, г. Сургут

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Батурина О. Н. Спортивно-патриотическая игра "Орленок" // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 25.04.2024 ).


Цель: воспитание патриотизма младших школьников, сформировать у участников определенную мотивацию и эмоциональный подъем, привить навыки эффективной командной работы в решении поставленных задач.

Задачи:

  1. Развивать интерес к истории родного края; культуре коренных народов севера; национальным видам спорта.
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни.
  3. Воспитывать любовь к родному краю; воспитывать у детей чувства коллективизма, товарищества, уверенности в себя.

Предварительная подготовка:

  1. Выбор капитана команды;
  2. название, девиз и эмблема для каждой команды;
  3. инвентарь для эстафет;
  4. знакомство с праздниками и традициями народов крайнего севера;
  5. яркие ленточки для привязывания к дереву.

 

     I.         Открытие мероприятия. (Звучит гимн ХМАО-Югры)


Текст

гимна Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(слова А.А. Радченко)


Наш округ - седой богатырь

Свой дух возродил величаво,

Опора России - Урал и Сибирь!

Гордимся Югрою по праву!

 

Югра многоликая,

Делами великая

Идет вдохновенно вперед!

Мы пишем историю

Любимой Югории

И славим Югорский народ!

 

Под небом сибирской земли

Богатства от края до края,

И крылья надежды мы здесь обрели,

Югру на века прославляя!

…….

 

Югра - ты прекрасный наш дом,

Здесь ценят всегда человека,

И нашим упорством, и нашим трудом

Тебе процветать век от века!

…….

Ведущий:

-      Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на спортивной площадке, чтобы выявить самых сильных, ловких и смелых, так же тех, кто знает все или почти все. Игра «Орленок» является заключительным этапом в ряде мероприятий, посвященных юбилею Югры.

 

Читают дети:

 

«Ханты» (слова В. Волдиной)

 

Всех    людей   мы    называем «ханты».

Ханты -  русский, ненец и узбек,

Потому что слово «ханты»

В переводе - это значит «человек».

 

Это очень дорогое слово.

Ты не выпускай его из рук,

Не развей по ветру бестолково -

На него откликнется твой друг.

 

И куда б потом ты ни поехал -

Разнеси своим друзьям его,

Словно раскаленные орехи,

Искры, искры из чувала своего.

 

Это слово северным сиянием

Пусть пылает и в полярной мгле.

Помни наше мудрое названье,

Помни наше мудрое названье,

Ханты, ханты, ханты -  все народы на Земле.

Главный судья:

-      Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, мы знакомимся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движения усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.

 

   II.         Подготовительный этап.

Ведущий:

-      В ходе соревнования вам нужно будет пройти 8 групповых эстафет, эстафета для капитанов и заканчиваются соревнования хороводом «Хейро!». На каждой эстафете вам нужно внимательно слушать инструкцию по прохождению эстафеты. От этого зависит время и правильность выполнения задания. Побеждает та команда, потратит меньше времени на эстафету, без штрафных баллов. Ну что, начнем!

Главный судья:

-      Любая командная игра начинается с жеребьевки. Капитанам команд вручаются маршрутные листы и жетоны с номером, под которым будет проходить приветствие.

Приветствия команд.

Начало соревнования. Команды начинают с той эстафеты, которая в их маршрутном листе указана первой.  И следуют в условленной последовательности.

Маршрутный лист.

  1. Прохождение эстафет.

Описание эстафет:

 

Инструкция: Пустые нарты устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном.

Правила игры: Прыгать надо так же, как это делают коренные жители – двумя ногами вместе. Прыгать туда и обратно, пока хватает сил. Сколько прыжков сделает команда, столько очков она заработает. Один прыжок равен 2 секундам.

 

Инструкция: На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной. Победившая команда получает минус 10 секунд.

 

Инструкция: Эстафета проводится с заменой обласов на санки, а шеста – на лыжные палки. Передвигаться надо стоя на санях отталкиваясь от земли лыжными палками.

Правила игры: От команды выбирается один человек. Добраться от старта до финиша не помогая ногами. Время отмечается после заезда за

 

Инструкция: На снегу проводится черта, играющие становятся за нее. По очереди дети прыгают от черты вперед. Первые два прыжка - с одной ноги на другую, в третьем - приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры: Вся команда встает в одну шеренгу пред чертой. По сигналу дети по очереди прыгают и остаются на том месте, куда допрыгнули. За главный результат берется самый длинный прыжок. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом. 1 метр – 5 секунд.

 

Лыжные гонки.

Инструктаж: Эстафета передается от одного игрока другому. Участники на лыжах без палок передвигаются от старта к финишу.

Правила игры: По сигналу начинается командная эстафета - первый игрок надевает пальто (в национальном стиле коренных жителей), шарф, встает на лыжи (можно широкие, как охотничьи). Каждый игрок должен проделать то же самое (команда может помогать одевать пальто). Время останавливают только после того, как за финишную черту переступает последний член команды.

 

Инструкция: Олень в тундре очень ценится. Ведь он не только средство передвижения, из оленьего меха шьют теплую одежду, строят жилища, а еще, оказывается, употребляют в пищу оленье молоко. Не так-то просто поймать быстроногих оленей, для этого используется веревка с петлей на конце. Называется – ТЫНЗЯН.

Правила игры: В этой эстафете тынзян заменить на обруч. Каждому игроку из команды дается три попытки. Их задача – набросить эти обручи на «оленью голову» (голову можно выпилить из ДВП и прикрепить к черенку). Каждое попадание – минус 10 секунд.

 

Инструкция: Мальчики перевозят девочек на санях от старта до финиша. Саней должно быть поровну в каждой команде.

Правила игры: Три девочки садятся на сани. Мальчики по команде начинают двигаться до фишки и обратно. На старте присоединяются следующие сани, тем самым образуя паровозик. И так, пока весь паровозик не вернется на финиш. Главная задача не только быстрота, но и сохранение целостности паровозика.

 

Инструкция: Участвует вся команда. Участники должны найти спрятанные предметы и принести их ведущему.

Правила игры: На небольшой заснеженной площадке прячутся три теннисных мячика. По команде участники начинают искать мячики на время. Время останавливается только тогда, когда найден последний мячик. Кто потратил меньше времени на поиски, тот и победил.

 

Конкурс капитанов.

Инструкция: Этот конкурс для всех команд проходит последней эстафетой. Капитаны наматывают на палку веревку, длиной 1,5 метра, чтобы подтянуть к себе рыбку.

Правила игры: Первая четверка капитанов выстраивается в шеренгу. У них в руках палки, а к палкам привязаны бельевые веревки с рыбками на конце. Их задача, как можно быстрее намотать веревку на палку и взять в руки рыбку.

Главный судья:

-      Вот и закончилось наше небольшое знакомство с национальными традициями. Много интересного узнали. В завершении мы хотим вам сказать…

Читают дети:

Люби природу, человек!

Марк Львовский

 

Люби природу, паренёк,

И девочка, люби,

От загрязнений защищай,

Её ты не губи!

 

Не отравляй полей и рек,

Морей, лесов и гор,

Ты в них отходы не сливай,

Вредителям - позор!

 

Люби природу, человек,

Её ты охраняй,

Картину выжженной земли,

Живя, не оставляй!

 

Главный судья:

-      Вот и закончились соревнования. Вспомним правила честной игры:

Выиграл – не задавайся!

Проиграл – не обижайся!

Пока подсчитываются результаты ваших достижений, мы соберёмся в дружный хоровод и поиграем в игру «ХЕЙРО», что в переводе означает СОЛНЦЕ.

Хоровод «ХЕЙРО».

Ведущий:

Инструкция: - «Хейро» - так называется танец, который танцуют весной в честь появления солнца после долгой полярной ночи.

Все встают в огромный хоровод. Ведущий в центре круга. На нем маска «солнце».

Что вокруг произошло?

Солнце первый раз взошло.

Озарило светом всех.

Немец, манси и долган,

Русский, чукча, нганасан.

Все пустились танцевать,

Чтоб весну приветствовать.

Правила игры: Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро!» Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда «солнце» встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увернуться от солнца при его поворотах на сигнал: «Раз, два, три – в круг беги!». Те, кого ведущий задел, возвращаются в круг.

Главный судья объявляет результаты игры.

Ленточка желания.

После вручения наград, все участники и гости подходят, к заранее выбранному дереву и привязывают яркие цветные ленточки и загадывают желания.

На этом соревнование-праздник, заканчивается.

Таким образом, на протяжении многовековой истории коренные народы Сибири придавали большое значение физическому развитию личности, которое занимало одно из ведущих мест в воспитательном процессе. Это было обусловлено суровыми условиями жизни: сильными морозами, тяжелым и разнообразным трудом (в основном промыслы – охота, рыболовство, оленеводство), в прошлом частыми военными столкновениями. А основными средствами физического воспитания у коренных народов Сибири являлись исторически сложившиеся народные игры, игры-состязания, игры-упражнения. Кроме всего сказанного, игры способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, нравственности и несомненно прекрасно подготавливали детей и подростков к промысловой, хозяйственной деятельности в экстремальных условиях.