Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?»

Алексеева Ольга Анатольевна

Воспитатель, МАДОУ Михневский ЦРР д/с «Осинка», Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Алексеева О.А. Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 26.04.2024 ).


В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких, как первая улыбка, первых смех, первый шаг. Но, пожалуй, самые сильные эмоции у родителей вызывает первое слово их чада.

Когда Ваш ребенок вовсю разговаривает, Вам уже трудно представить, что когда-то он этого делать не умел. Так здорово знать, что малыш чувствует, что он видел во сне, как он провел день в садике и многое другое. А ребенок просто счастлив оттого, что может теперь задавать бесконечное число вопросов «Что это?» «Почему?» и «Зачем?». Он рад разделить с Вами свои эмоции, рассказать, что ему нравится делать, а что он делать ни за что не будет.

Речь многократно обогащает общение, но все же это не единственная ее функция. Уровень психического развития ребенка напрямую связан с умением говорить. Развитие речи провоцирует прогресс мышления. Ребенок теперь знает, что обозначает, например, слово мяч, и узнает его, будь он большим, маленьким, красным или синим. С помощью речи он учится классифицировать предметы, которые видит, относить их к той или иной группе по определенным признакам, например, геометрические фигуры по форме, машины по наличию колес и т. п.

Еще одна функция речи – это развитие памяти. Подумайте, с какого возраста у Вас сохранились первые воспоминания? Скорее всего, ответ придется на возраст около трех лет, когда Вы уже умели выражать словами свои ощущения. С этого времени память начинает формировать картины прошлого.

То же самое можно сказать про воображение, но относительно не прошлого, а будущего. Малыш может описывать Вам, что он будет делать завтра, представляя себе, как это будет происходить, таким образом опережая настоящее время.

Что же делать, если Вашему чаду почти 2 года, а он до сих пор ничего не говорит?

Во-первых, нужно успокоиться. Первый этап развития речи пассивный, он выражается в понимании слов и накапливании словарного запаса. Чем дольше ребенок не заговаривает, тем резче у него происходит переход от пассивного развития речи к активному. Так что уже завтра Ваш малыш может затараторить и быстро перейти от слов к предложениям. Самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и определял многие предметы по их названиям. Если это так, значит, развитие ребенка идет нормально.

Контактные, общительные малыши заговаривают быстрее, а спокойные, любящие играть в одиночестве – позднее. Но Вы как родитель можете непосредственно повлиять на развитие речи Вашего ребенка. Помните, что в период до 1,5 лет его нужно научить слушать. Для этого малыш должен понять, что звуки касаются непосредственно его и обращены к нему. Разговаривайте с ребенком, читайте ему, слушайте вместе музыку или сказки. Причем дети любят слушать одну и одно и то же несколько раз. Так они учатся узнавать звуки, различать слова, и пытаются их повторять. Разделите с малышом радость от узнавания звуков, поддержите его интерес к процессу осваивания речи.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок быстрее заговорил, не нужно угадывать все его желания по жестам или мимике. Покажите малышу, что Вам непонятно, о чем он просит. Пусть попытается объяснить свои желания с помощью звуков. У него должна возникнуть потребность в произнесении слов, так создайте ему эту потребность. Вам помогут совместные игры с предметами.

Стимулируйте ребенка учиться называть игрушки, просить Вас подать их ему или выполнить с ними какое-то действие.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что для ускорения процесса перехода от пассивной речи к активной родителям необходимо постоянно общаться с ребенком: вместе слушать, вместе играть, читать ему вслух, говорить с ним, при этом проявляя терпение, нежность и любовь. И тогда первое слово из уст малыша не заставит себя долго ждать.

Пальчиковые игры, которые помогут родителям.

Страна телепузиков:

Круглый дом стоит в стране  --двумя руками рисуем большой круг соединяем большие и указательные пальцы рук в форме треугольника

Зайки скачут по траве -  показываем два пальца, рука поднимается вверх и опускается вниз несколько раз

Телепузики гуляют - показываем четыре пальца (количество телепузиков) показываем "фонарики"

И в игрушки там играют  - соединяем подушечки пальцев обеих рук движение "мотор"

 Смотрят вместе телевизор у кого-то в животе  - показываем "бинокль" двумя руками рисуем в воздухе прямоугольник поглаживаем живот

Оля мячик там бросает  - изображаем подкидывание мячика вверх

 Петя шляпу одевает  - изображаем одевание шапки

Саша - на самокате катит  - изображаем катание на самокате (отталкиваемся одной ногой, руками держим воображаемый руль самоката)

Мальчик Витя лёг в кровать  - изображаем сон ладони рук складываем вместе и на них кладём голову

И не хочет он играть  - поворачиваем голову в разные стороны (нет) движение "мотор"

Гости:

 - Мама, мама !           хлопки в ладоши на каждый слог

 - Что, что, что?   -    "мельница" из ладоней. Запястья "склеены", а ладони поворачиваются в разные стороны.

 - Гости едут  - ! показываем растопыренные пальцы крутим воображаемый руль

- Ну и что?   -          движение "мельница"

- Здрасте- здрасте!  -  два раза пальцы складывать в "замок"

- Чмок, чмок, чмок !   - пальцы правой и левой руки соприкасаются только подушечками

Сова :

Совушка-сова,  похлопывание руками по бёдрам

большая голова.  руки вверху описывают большой круг и ладони кладутся на макушку

На пеньке сидит,   полу присед

головой вертит,  крутим головой в разные стороны

глазками хлоп-хлоп,  открываем и закрываем глаза

ножками топ-топ.  топаем ногами