Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте

Дайнеко Светлана Евгеньевна

Учитель-логопед, МБДОУ №125, г. Мурманск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дайнеко С.Е. Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 23.04.2024 ).


 

ТЕМА: «Путешествие с Буратино в волшебный мир звуков»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить понятия «звук-буква»;

- закрепить умение различать гласные-согласные звуки;

- выделять ударный звук в слове;

-упражнять в дифференциации согласных звуков: твердые - мягкие, глухие - звонкие;

-проводить звукослоговой анализ и синтез слов;

-преобразовывать  слоги в слова, читать их;

-обучать составлению предложений с опорой на схему и  опорные слова;

-коррекция оптической дисграфии: моделирование буквы Б, допечатать недостающие элементы букв.

Коррекционно-развивающие:

-развитие речевого слуха, внимания, мышления (в т.ч. вербально– логического),

 -зрительной памяти, мелкой моторики, эмоций.

Коррекционно-воспитательные :

-воспитывать  мотивацию  к обучению через  межличностные отношения (ребенок-педагог).

Предварительная работа:

 создание «Музея  букв»; знакомство со схемой предложения.

 Демонстрационный материал:

 кукла Буратино, книга «Приключения Буратино» А.Толстой, макеты букв, шапочки «Живые звуки»,мяч, указка, магниты, маркер,«Звуковые домики»,  схема описания буквы, буква Б из  «Веселой азбуки», полоска-слово КНИГА, ,

Раздаточный материал:

кассы букв, звуковые сигналы(кружки красного, синего и зеленого цвета),индивидуальные тетради (слова со сломанными буквами), простые карандаши, ластики,  бумажные коврики, материал для моделирования букв: бусинки, фасоль, семечки, ракушки, счетные палочки , проволока.

Ход занятия:

I.Организационный момент:

Логопед: Ребята, что бы узнать, кто к нам сегодня в гости пришел, необходимо закончить стихотворение:

Это что, за очень странный,

Человечек деревянный.

 И на земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это? (Буратино)

Появляется игрушка Буратино.

Логопед: Ребята, как вы думаете, что связывает нас с этим сказочным героем?

 Почему Буратино  захотелось у нас побывать?

Ответы детей: Так называется наша группа. Он хочет подготовиться к школе.

Логопед: Поможем Буратино  вместе с нами  подготовиться к школе.

II.Основная часть:

Помогите Буратино отгадать загадку:

33 родных сестрицы

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.(Буквы). Да, это буквы.

Логопед: Предлагаю отправиться в «Музей букв». Нас окружают макеты букв, которые ребята вместе с родителями выполнили из различных материалов и составили коллажи о них. Отлично поработали!

Логопед: а Буратино не знает, что такое буква? Давайте расскажем.

Дети: Букву мы печатаем и видим.

Логопед: Ребята, от Буратино я слышала что-то непонятное : [А,М,Т,Ф,….]

Как вы думаете, что это?

-Дети: Буратино произносил звуки.

-А что такое звук?

Дети: Звук мы произносим и слышим.

Логопед: А все ли звуки одинаково произносятся? Нет.

.Логопед: Какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

А кто знает, чем они отличаются?

Ответы детей: Гласные  можно пропеть голосом, нет преград во рту.

Предлагаю  исполнить «Танец гласных звуков»

[А]- рот пошире открываем, руки кверху поднимаем.

[У]- губы трубочкой тяну, руки вперед.

[И]-рот улыбается, руки в стороны раздвигаются.

[О]-губы дружно округляем, руки кверху поднимаем, соединяем.

[Э]-рот немножко мы сужаем, руки в стороны опускаем.

[Ы]-руки вниз опускаем, рот закрываем.

Логопед: Отлично! Что  мы пропели? ( Гласные звуки).

Логопед: Буратино просит  нас пропеть согласные звуки. Попробуем?

Дети: Их нельзя пропеть.

Логопед: А что мешает? Губы, зубы, язык.

Дружат ли между собой гласные и согласные?

Логопед: Давайте проверим, поиграем в игру «Живые звуки».

У нас есть  «Шапочки-звуки». Мы будем их надевать и превращаться в звуки.

Логопед: Гоша, повернись и в звук [ К] превратись!

Ярослав, становись и в звук [О] превратись!

К звуку [К] пришел в гости звук [О].

Что получилось, когда сложили два звука вместе?  Читаем – КО. Это  слог.

Лиза, повернись, в звук [Т] превратись и к слогу КО  присоединись.

Логопед: читаем, что получилось?  КОТ. Был слог, а стало?  – слово.

А если заменить гласный звук [О] на [ И]: читаем КИТ.

Логопед: назовите  первый звук в слове КОТ и КИТ. Чем они отличаются?

Дети: звук [К] был твердый, а  стал?  -мягкий.

Предлагаю научить Буратино различать твердые- мягкие согласные звуки.

Игра «Камень-подушка».

Если в слоге слышится твердый звук, то лицо у нас сердитое и «бросаем камень»-имитируем движения руками, а если мягкий звук - нежно улыбаемся и» под ушко подкладываем мягкую подушку» : ти- мы- до- ля и т.д. Согласные звуки звучат одинаково или нет? По- разному: звонко и глухо.

Бывают звонкие и глухие. Если мы произносим звук и горлышко не работает ,а только шум, то это? (глухой звук).А если добавляем голос, то это?    (звонкий звук).

Игра с мячом «Голос  включай - слово изменяй»

Я бросаю мяч и называю слово с глухим звуком, а дети голос включают и со звонким звуком называют:

Пас-бас                      почка-бочка                          пашня-башня

Суп-зуб                     сайка-зайка                           лиса-Лиза

Код-год                     колос-голос                         тачка-дачка

Логопед: Молодцы! Я думаю, Буратино запомнил, какие бывают звуки.

Предлагаю поработать за столами. Буратино нам принес подарок с загадкой:

Не дерево, а с листами

Не рубашка, а сшита

Не радио, а говорит? (Книга)

Эта книга называется «Приключения Буратино».Написал ее Алексей Толстой.

Буратино дарит нам книгу, и мы с вами будем ее читать. Книгу я убрала, от нее осталось слово. Новый элемент: ребята, слово может заменить  какой-то предмет.

Выставляю полоску-слово КНИГА.

Давайте выполним звукослоговой анализ  этого слова. Берем звуки-символы.

Дети называют каждый звук и дают характеристику, выкладывают из кружков слово.

Логопед: Сколько всех звуков? Сколько гласных? Согласных? Сколько твердых согласных? Мягких? Каких звуков больше гласных или согласных?

Определите ударный гласный звук.

Давайте слово КНИГА  прохлопаем, прошагаем. Что мы определили?

Дети: в слове КНИ- ГА два слога. Какое правило знаем:

сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (повторяют 2-3 ребенка).

У Буратино были напечатаны слова, которые он часто употреблял. Но части букв стерлись. Давайте восстановим эти буквы - допечатаем их. Затем прочитаем, каждый у себя и на доске: ПАПА, НОС, АЗБУКА.

С каждым словом предлагаю составить предложение, опираясь на схему.

( _  __ __  __. У Буратино длинный нос.)

Логопед: сколько слов в предложении? Назовите 1-е,2-е,3-е,4-е слово.

Отгадайте, о какой букве я говорю:

Надвинув кепку, выпятив живот,

Эта буква в алфавите за буквой  А идет

Логопед: А почему  Б, его любимая буква?

Дети: Имя начинается на эту букву.

Логопед: Схему описания буквы рассмотрим:

Какой звук обозначает?

Из каких элементов состоит?

Куда смотрит?

На что похожа?

С помощью ИКТ проследим за направление буквы, прорисуем в воздухе.

Предлагаю для Буратино сделать сюрприз : из разных материалов выложить его любимую букву на коврике

III.Итог: Буратино любуется работами детей. Ребята! Вы хорошо поработали!

Наш музей пополниться еще одной буквой Б.

Буратино хочет знать, что вам больше всего понравилось на занятии, выслушивает и дарит шоколадный сувенир-сольдо (так назывались деньги в те времена).

Литература:

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова  И..А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998.
  3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.-С.-Пб: Детство-Пресс, 2006.