Особенности инновационных форм и методов работы в ДО по развитию речи детей дошкольного возраста

Жданова Ольга Иосифовна

Воспитатель, КГКП "Детский сад "Алтын бесік", Казахстан г. Костанай

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жданова О.И. Особенности инновационных форм и методов работы в ДО по развитию речи детей дошкольного возраста // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 27.04.2017 ).


В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» определены основные приоритетные работы в сфере образования, где знания и профессиональные навыки являются ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования.

"Модернизация дошкольного образования должна быть продолжена. Я поручаю правительству на основе передового международного опыта внедрить современные методы дошкольного обучения. Они должны быть инновационными и креативными,"- сказал Назарбаев в ходе интерактивной лекции в Назарбаев Университет.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень

не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Немаловажным в дошкольном образовании является речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов в инновационном подходе.

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых

 (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую свой практический материал по мнемотехнике. Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Использовать мнемотаблицы можно для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественного произведения;

 - при отгадывании и составлении загадок;

 -при заучивании стихов.

 Также в работе по развитию речи я опробировала и применила метод синквейн

 Синквейн слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для координации пальцев при письме. использовать его как метод развития речи. Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: Условные обозначения:

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

Также своей работе по развитию речи я применила и методику «Карты ума» Тони Бьюзен для детей старшего дошкольного возраста. «Карты ума» - это инструмент, за универсальность их недаром называют «швейцарским ножиком мышления». «Карты учат» анализировать информацию и выделять ключевые слова. Они идеально подходят для планирования.

Осминожка, с разноцветными щупальцами и ключевыми словами – ассоциациями, а в центре голова - тема.

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность, а главное формирование к обучению в процессе всей жизни. Критерием успешности ребенка становится не столько результативность в изучение предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Под «продуктивным обучением» подразумевается нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов, ориентированный на оказание индивидуальной помощи ребенку в его личностном и профессиональном самоопределение.

Одним из перспективных методов, является метод проектной деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Ребенок, работая над проектом, проходит стадии:

  • планирования;
  • анализа;
  • синтеза;
  • активнойдеятельности.
  • Метод проектной деятельности я использовала в своей работе со старшими дошкольниками. Работая с «проектом», дети получили дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. На этапе разработки были созданы условия для динамики творческого роста, где поддерживалось пытливое стремление детей узнать, что - новое. Очень важно, что в проектную деятельность вовлекаются родители, этому много посвящено работ, существуют различные формы общественного участия, это и аудит, и участие в управлении и т.д.

Проектная деятельность повышает интерес детей к окружающей действительности, даёт каждому ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развить творческие способности и коммуникативные навыки, что в будущем позволит иму успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Здоровьесберегающие технологии включа­ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В своей работе я использую нетрадиционные виды упражнений такие как игровой массаж который является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у детей сознательного стремления к здоровью.

Пальчиковая гимнастика (с прищепками, кольцами су-джок) служит для развития мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на психические процессы.

Лечебный комплект су-джок (ёжик и два кольца): Стимуляция массажерами кисти рук и стопы эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов, повышает тонус, работоспособность и оказывает профилактическое действие.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

 В нашем детском саду имеется хорошая материальная база по применению компьютерных технологий для дошкольников… компьютер становится лучшим помощником для меня - педагога, как при работе с детьми, так и при работе с родителями.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. В своей работе я апробировала информационно-коммуникационные технологии.

При проведении занятий хорошо использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет создавать для детей мультимедийные презентации, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Применяя ИКТ в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

 Исходя из своего опыта применения ИКТ в работе – очень плодотворно влияют на общее развитие детей, активизируют внимание, вызывают познавательный интерес, способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, развитию внимания и логики. Но , необходимо помнить о правилах и нормах дозированности в использовании ИКТ, что бы не навредить здоровью детей.!

 Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.

 

Литература:

  1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения: РК, 2012 № 1080.
  2. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Поташник М.М. , Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. №5.
  4. Сластенин В.А. , Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 2003.