Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Епишева Татьяна Павловна

Учитель-дефектолог, МАДОУ ДС № 17 "Ладушки", г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Епишева Т.П. Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний" // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 24.08.2017 ).


Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить сформированность   слухового, сенсорного  и моторно-двигательного внимания    у детей в разнообразной деятельности;
  • формировать инициативное высказывание в диалогах;

Коррекционно - развивающие:

  • уточнить знания о числовом ряде;
  • закреплять количественный  счет;
  • уточнить пространственные представления, геометрические фигуры и цвет;
  • вырабатывать навыки в распределении внимания между несколькими предметами, переключении с одного на другой;
  • развивать мышление с помощью таких логических приемов, как обобщение, классификация;
  • корректировать процессы, влияющие на улучшение зрительных функций:

- развитие зрительно – пространственной ориентировки;

- формирование  цветоразличение;

- развитие сохранных анализаторов;

- повышение  остроты зрения;

- развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание;

- формирование зрительного восприятия;

- закрепление ориентировки на микропространстве (на листе бумаги);

  • развивать мелкую моторику и координацию рук с действием;
  • вовлекать детей в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение использовать обобщающие слова;

Воспитательные:

  • воспитывать умение сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении задания, работать в едином темпе и ритме с другими детьми;
  • воспитывать выдержку, умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование:

-комплект цифр на каждого ребенка;

- демонстрационный материал: картина (ежи, солнце, гриб, елка с шишками);   

  картина с наложением (игрушки);  картина с геометрическими фигурами;

- картинка леса и деревни;- пирамидка; - большая цифра 4.

- раздаточной материал: (шишки, грибочки); карточки с наложением  

   (игрушки);   карточки с геометрическими фигурами;

- картинки домашних и диких животных (свинья, лошадь, коза; белка, волк,  лиса);

- тарелочки; бабочка (гимнастика для глаз); цветные карандаши; мольберт;

- аппаратура мультимедиа, экран.

Ход занятия

  1. Организационный  момент    

В лесу скоро открывается лесной детский сад и ежата будут его посещать, но они не знают,  чем занимаются в детском саду, что там делают. Я предлагаю   показать какие  любознательные  и находчивые ребята в детском саду и как они занимаются.  Сегодня на занятии у нас будут разные задания. И вот первое из них.

а/    Вопросы на сообразительность:

  • Как называется геометрическая фигура, у которой 3 угла?
  • Кто длиннее: змея или гусеница?
  • В какое время суток вы занимаетесь, играете, гуляете?
  • Какое  число меньше: 5 или 6?
  • Чего больше деревьев или листьев?

б/ «Назови и проходи».(формирование цветоразличения)

(ребенок  отвечает на вопрос и проходит, садится на   стульчик за столом) Сережа, какого цвета у тебя шорты? Полина, назови цвет своего бантика? Кирилл, какого цвета цифры на твоей футболке? Дима, какой цвет кроме красного на твоей рубашке? Настя,  в какой цвет окрашены цветочки на твоем платье?...

II. Основная часть.  

    1. Работа с картиной / отгадывание загадок.     

 а/  - У нас есть картина. Я вам буду загадывать загадки, а вы найдите  на ней отгадки.

     «Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

      Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет»  (солнце)

    «Ее всегда в лесу найдешь- пойдем гулять и встретим.

      Стоит колючая, как еж зимою в платье летнем»   (елка)

         «Сердитый недотрога,  живет в лесной глуши.

      Иголок очень много, а нитки не одной»   (ежик)

         « Под сосною у дорожки, кто стоит среди травы?

        Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы»   (гриб)

б/ Вопросы по картине.

 - Сколько ежат на картине?  (три)

 -  Каких предметов по одному? ( солнце, елка, гриб)
 - Сколько шишек на елке?  (четыре)

 - Покажите карточку с цифрой 4.

в/ Работа с раздаточным материалом.   (количество и счет)

(понимание отношений между числами натурального ряда).

- У вас на тарелочках есть шишки и грибочки.

    Положите столько шишек, сколько их на елке. (Что надо сначала сделать?  Сколько ты насчитал шишек?  Сколько ты возьмешь шишек из тарелочки?)

    Сколько вы положили шишек? Сережа? Кирилл? У тебя Дима?...

    А теперь положите грибочков на 1 больше, чем шишек.

    Сколько вы положили грибков?

    Чего больше: шишек или грибочков?

    На сколько грибочков больше, чем шишек?

    На сколько шишек меньше, чем грибочков?

(немного запутались, на следующих занятиях будем учиться сравнивать количество предметов).

2. «Найди домик».  (классификация предметов по их основным признакам, развитие зрительно – пространственной ориентировки).

- Ежата лесные жители. А вот другие животные заблудились, не могут найти, где их дом в лесу или рядом с людьми.

-У вас есть картинки животных, надо помочь найти жилье  для каждого животного.

  Где их дом: лес или рядом с людьми. (дефектолог демонстрирует картинки леса и деревни)

- Послушайте, как я говорю, а потом вы сами будите рассказывать.

- Это корова. Она живет рядом с людьми.

- Это лось. Он живет в лесу.

(ответы детей)  Молодцы, помогли животным найти их жилье.

3. «Расскажи о яблоке»   (подбор определений.)

- Подумайте и скажите, что любят ежи? (грибы, ягоды, молоко…)

- Мы угостим их яблоком. А вы расскажите: какое яблоко.

- Вы будите называть какое яблоко, а я буду надевать колечки.

( использовать пирамидку, наводящие вопросы) / Красное, сочное, большое, твердое, гладкое, круглое, вкусное, сладкое, полезное, ароматное …)/ после того, как собрали колечки пирамидки – дефектолог быстро накрывает ее салфеткой.

4. «Услышь правильное слово»   

(развитие сохранных анализаторов: фонематический слух)

- Яблоко – это фрукт. Какие фрукты вы еще знаете?

- Я вам буду называть слова, похожие на слово «груша» и когда вы услышите, что  

   я  сказала  правильно, хлопните в ладоши. (приготовьте ладоши)

- Слушайте внимательно: груфа, г´юша, глюса, груша, груса, г´юса, г´юфа, груша.

- Это было трудное задание, но мы обязательно потренируемся различать

   правильно называемые слова.

5. Беседа об игрушках.  

- Вот мы собрали колечки и что у нас получилось? Пирамидка.

- Пирамидка – это что? Игрушка.

- А вы знаете игрушку – «неваляшка»?

- Почему ее так называют?

- А еще неваляшку  называют «Ванька - Встань-ка». Я вам  покажу и расскажу потешку про Ваньку - Встань-ку, а вы смотрите и вместе со мной выполняйте.

 

III. Физкультминутка.    (развитие зрительно – моторной координации)

Ванька – Встань-ка, Ванька – Встань-ка, (наклоны в стороны)

Приседай-ка, приседай-ка. (приседания)

Будь послушным,  ишь какой (погрозить пальчиком)

Нам не справиться с тобой. (покружиться)

IY. Гимнастика для глаз.  ( использование электронной физминутки с показом на большом экране)

Сейчас на улице осень.   И  мы с вами понаблюдаем, как ветер срывает листочки с дерева, а наши глаза будут за ними следить и в тоже время отдыхать.

- Внимательно следите глазами за падающим листочком.

 Y. Работа с карточками.   (развитие остроты зрения: наложение предметов).

 - У вас есть карточки, где много игрушек.(также выставляется большая картинка с таким же заданием)

 -  Посмотрите внимательно и скажите:    какую  игрушку вы увидели?

 - Слушайте других детей, старайтесь не повторяться. (ребенок: я увидел мячик…)

 - Что еще вы увидели? (дополнительные вопросы, если дети затрудняются назвать все предметы на карточке)

 - Посчитайте и скажите мне на ушко: сколько всего игрушек на карточке?

 - Поднимите руку у кого получилось 6 игрушек? У кого 7 игрушек? (молодцы, эти дети не ошиблись, кто насчитал 6 игрушек)

YI. Гимнастика для глаз. 

 (развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание)

- Вы внимательно и долго рассматривали  картинку, глаза устали и сейчас сделаем гимнастику, чтобы глаза отдохнули.

-  Последите глазами за полетом бабочки: бабочка полетела влево, полетела  

    вправо, полетела влево, вправо (следим только глазами); полетела вверх, вниз,

    вверх, вниз.

-   Поморгали  часто, часто – зажмурились крепко, крепко.

-   Поморгали часто, часто – раскрыли глаза широко, широко.

 - Потрите ладони и прикройте глаза, глаза отдыхают.

YII.  Работа с карточками    (развитие мелкой моторики руки)

 (развитие зрительного восприятия, практической ориентировки на микропространстве  - листе бумаги, мелкой моторикеРаскрась фигуры.

- Теперь потренируем пальчики.

-  Вы сказали, что ежата любят грибочки. Давайте угостим ежат. Положите перед собой карточку с грибами и  раскрасьте второй грибок; пятый грибок; первый грибок.

- Старайтесь не выходить за контур, держите правильно карандаш.

- Сколько всего грибов  вам надо закрасить?  Сколько грибов вы еще не закрасили ?

-   У нас мало времени, поэтому остальные грибочки  вы закрасите в группе.

 

  YIII. Итог занятия.  

- Сегодня на занятии вы выполнили много заданий.

- Какие задания были интересными?  

- Какое задание было трудным?

- А какое задание не вызвало затруднений?  

Сюрпризный момент. Ежатам очень понравилось как вы работали на занятии и они дарят вам свои портреты. Вы их возьмете в группу и разукрасите.

Литература:

1. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: Творческий центр Сфера, 2006.

2.Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль: Академия развития, 1998.