Знакомство детей со свойствами ткани: конспект непосредственно образовательной деятельности

Фетисова Анастасия Александровна

Воспитатель, МКДОУ "Центр развития ребенка № 5 "Буратино", Волгоградская область, г. Фролово

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фетисова А.А. Знакомство детей со свойствами ткани: конспект непосредственно образовательной деятельности // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 28.03.2017 ).


Конспект НОД в младшей группе «Знакомство детей со свойствами ткани»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Вид: интегрированный.

Формы организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.

Формы организации: группа.

Программное содержание:

 Образовательные задачи:

- познакомить детей с различными свойствами ткани;

- развивать связную речь;

- учить детей выделять существенные признаки ткани.

 Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру речевого общения;

- прививать бережное отношение к одежде, не пачкать, аккуратно складывать.

 Словарные задачи:

- активизировать словарь;

- уточнять и закреплять новые слова (однотонный, шероховатый, разноцветный, прочная);

- обобщать словарь.

 Материал и оборудование:

- у детей лоскутки разных видов ткани;

- таз с водой;

- бумажные полоски на каждого ребенка.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. На улице прохладно, и она надела пальто и платочек.

Воспитатель :Давайте рассмотрим, какое пальто у Кати. Из чего оно сшито?

(Из ткани)

Воспитатель: Потрогайте ткань. Скажите, какая она?

(Толстая, шершавая)

Воспитатель: Как вы думаете, почему пальто сшито из толстой ткани?

(Чтобы не было холодно).

Воспитатель: А какого цвета ткань?

(Черного)

 Воспитатель: Да. Ткань одного цвета, а еще говорят – одного тона или однотонная. Повторите все вместе это слово.

(Дети повторяют новое слово хором и индивидуально).

Воспитатель: А сейчас поможем Кате снять пальто. Посмотрите, какое у нее красивое платье! А какого цвета ткань на платье.

(Красного, синего, белого, розового).

 Воспитатель: Да. Ткань разного цвета, а еще можно сказать – разноцветная.

(Повторить новое слово хором и индивидуально).

Воспитатель:  А теперь рассмотрим Катин платочек. Он из чего?

(Из ткани).

Воспитатель:  Что вы можете сказать об этой ткани?

(Синяя, белые горошки).

Воспитатель: О такой ткани можно сказать – синяя в белый горошек. А еще у Кати в кармане есть красивый платочек. Посмотрите, из какой он ткани, как о такой ткани можно сказать?

(Полосатая).

Воспитатель:  Да. Ткань полосатая или ткань в полоску.

Воспитатель: Вот какая бывает ткань. Катя принесла вам много лоскутков ткани. Они лежат на двух маленьких столиках. Сейчас подойдете к столикам, возьмете по одному лоскутку с каждого столика и сядете за свои столы.

(У всех детей должно быть по два лоскутка ткани).

Воспитатель:  Посмотрите внимательно на свои лоскутки, найдите среди них однотонную ткань и поднимите ее вверх.

Воспитатель: Дима, какого цвета у тебя ткань?

(Желтая, однотонная).

(Спросить двух-четырех детей, добиваясь употребления нового слова «однотонный»).

 Воспитатель :Ребята, посмотрите на лоскутки друг у друга. Они одного цвета?

(Нет. Лоскутки все разного цвета, но они однотонные.)

 Воспитатель:  А теперь посмотрите на другой лоскуток у вас на столе. Можно о нем сказать, что он однотонный?

Воспитатель:  Миша, у тебя какой лоскуток?

(Красный, а горошек белый).

Воспитатель: Да, а можно сказать красная ткань в белый горошек. Повтори.

 Воспитатель: А у Насти другой лоскуток. Расскажи нам Настя о своей ткани.

(Белая с цветочками).

 Воспитатель: Правильно. О такой ткани можно сказать, что ткань в цветочек. Повтори.

 Воспитатель: Вот какие разные лоскутки: однотонные, в горошек, в цветочек.

 Воспитатель: А сейчас потрогайте сначала один лоскуток, потом другой и покажите мне лоскуток из толстой ткани.

(Дети показывают лоскуток из толстой ткани).

Воспитатель: А теперь из тонкой ткани.

(Дети показывают лоскуток из тонкой ткани).

Воспитатель:  Проведите рукой по ткани. Скажите, у кого ткань гладкая, а у кого шероховатая?

(Спросить несколько детей. Особое внимание уделить на то, чтобы дети называли слово шероховатая).

 Воспитатель: У вас на столе лежат полоски из бумаги. Возьмите их в руки и потяните за концы. Что произошло с бумажными полосками?

(Они порвались).

 Воспитатель: Почему бумажные полоски порвались?

(Потому что бумага непрочная).

(Повторить слово «непрочная» несколько раз).

Воспитатель:  А теперь потяните тонкие лоскутки ткани. Они порвались?

(Нет.)

 Воспитатель: Почему ткань не порвалась?

(Потому что ткань прочная).

 Воспитатель: Да. Ткань прочная.

(Повторить это слово несколько раз).

 Воспитатель: А сейчас подойдите к моему столу. Что вы видите?

(Тазик с водой).

 Воспитатель: Я опускаю в воду кусочек бумаги и лоскуток из ткани. Давайте посмотрим, что с ними произойдет. Обратите внимание – бумага и ткань намокли, но что произошло с бумагой?

(Она расползлась).

Воспитатель:  А ткань?

(Намокла).

 Воспитатель:  Правильно. Она высохнет и останется такой же, как была.

 Воспитатель:  А теперь садитесь за свои столы.

Воспитатель:  Давайте вспомним, что же мы с вами сегодня узнали о ткани.

(Перечисление детей: ткань может быть однотонная, в цветочек, в горошек. Ткань может быть толстой и тонкой. Ткань может быть гладкой и шероховатой. Ткань - прочный материал).

 Воспитатель: Что можно делать с тканью?

(Ткань можно стирать, гладить, резать, шить).

 Воспитатель: Люди знают все свойства ткани и используют их: они шьют из ткани разную одежду – зимнюю, летнюю.

 Воспитатель: Что еще люди делают из ткани?

(Постельное белье, полотенца, занавески).

 Воспитатель: Посмотрите на свою одежду. Она у всех из разной ткани. Что вы можете рассказать о ткани, из которой сшита ваша одежда?

(Опрос нескольких детей).

Воспитатель:  А сейчас ребята мы с вами поиграем. Кто знает, где шьют одежду?

(В ателье).

 Воспитатель:  Вот и у нас сегодня открывается ателье. Сначала вы подумайте, что вы хотите сшить. Потом подумайте, какая ткань подойдет к вашей одежде. Когда выберете, подойдете ко мне и мы вместе решим, подходит вам выбранная ткань или нет.