Использование театральной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Нетесова Лариса Анатольевна, Третьякова Алена Алексеевна

Воспитатель, воспитатель, МБДОУ "Детский сад№242", Новокузнецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нетесова Л.А., Третьякова А.А. Использование театральной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 29.04.2017 ).


Одним из самых распространённых видов отклонений в развитии у дошкольников является общее недоразвитие речи. В последнее время у таких детей чаще стали выявляться признаки сочетанности  нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционной работы, занимаясь не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. В большинстве случаев у детей с общим недоразвитием речи присутствуют трудности общения с окружающими, что мешает им усваивать и распознавать различные эмоциональные состояния людей. Это ведёт к возникновению у детей закомплексованности, что мешает им в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Одним из таких приёмов является использование театрализованных игр. Театрализованная игра – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, а также средство организации речевой деятельности детей. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений. Проблема обучения игре отчетливо сформулирована А.В. Запорожцем. В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. Разнообразие видов театрализованных игр, тематики, средств изображения дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности детей дошкольного возраста.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей с общим недоразвитием речи новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Очевидна взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно – речевой деятельностью детей:

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

На занятиях необходимо использовать артикуляционную гимнастику, чистоговорки, скороговорки, речевые игры, игры на координацию движений и речи и т.д. Эти упражнения помогут детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научат точно и правильно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а так же помогут развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать его ярче и образнее.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал у детей с общим недоразвитием речи и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Таким образом, театрализованные игры обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, а по окончанию необходимость совершенного владения речью, её выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша говорить, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр – это сказка, чудо, волшебство. А сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем.

В повседневной жизни дошкольники с общим недоразвитием речи проявляют больше положительных эмоций. Они не стесняются проявлять инициативу в общении с взрослыми и детьми и испытывают при этом радость и удовлетворение.

Настольный театр «Теремок»

Театр Би-ба-бо «Кот, петух и лиса»

Пальчиковый театр. Игры в свободное время

Инсценировка сказки «Репка»

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,   упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 64 С.
  3. Жукова   Н.С.,   Мастюкова   Е.М.,   Филичева   Т.Б.   Преодоление   общего  недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб.  –    М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  5. 12. Основы теории и практики логопедии /Под ред.  Р.Е.  Левиной — М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
  6. 13. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований В.Секачёв, 2002. – 278 с.