Святая Русь - живой родник

Фаусек Елена Анатольевна 

Воспитатель, МДОУ Детский сад №63 "Росток", г. Подольск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фаусек Е.А. Святая Русь - живой родник // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


Пояснительная записка

Одна из главных задач взрослых воспитание у детей положительного отношения к русским обычаям, традициям и народному творчеству. Практика работы показала: чтобы полюбить и узнать народное творчество, нужно заинтересовать им детей. Программа обучения, разнообразная индивидуальная деятельность, помогают  всесторонне развить ребенка и подготовить его к жизненной позиции. Сейчас по телевизору мало идет программ о традициях и народном творчестве в стране. В детском саду педагоги приобщают дошкольников, так как приобщение к русской народной культуре является средством формирования  моральных качеств.

Мы бережно относимся к русским традициям,  фольклору,  в которых народ оставил нам самое ценное из своих достояний. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки - эта народная мудрость, кладезь  богатства русского языка. Все, что к нам пришло из глубины веков мы называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать  им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное, и вечное.

 Для работы над этой темой мы поставили следующие задачи:

  1.  Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2.  Развитие фантазии, творческих способностей детей и умения находить средства выражения образов в мимике, жестах.
  3.  Повышения в душе каждого дошкольника интерес к русскому народному творчеству.
  4.  Обогащения словаря.  В нашей работе используются следующие виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления  о доброте, красоте правде,  храбрости, трудолюбие, верности. При знакомстве с поговорками, загадками, сказками дети приобщаются к народным ценностям.

 Дети часто играют в сказку, переживают приключения, которые происходят со сказочными героями, помогают найти выход из трудной ситуации. В сказке всегда добро побеждает  зло, и поэтому  мы стараемся учить их быть добрыми, смелыми, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Дети с удовольствием слушают   потешки,  прибаутки, сказки играют в народные игры. В группе есть библиотека. В ней есть книги с  потешками, сказками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности: кукольный, настольный, пальчиковый театр, на фланелеграфе по русским народным сказкам Собраны альбомы с различной тематикой. Уголок, который посвящен нашему городу, нашей стране. Знакомство с народным творчеством  (городетским,  гжелью, хохломской, жестовской, с росписью матрешек позволяет приобщать детей к нашим традициям и культуре. Нашей задачей является воспитать доброго, честного, любящего свою страну человека.

Программное содержание.

  1. Расширять и углублять представление детей о нашей стране, о традициях славянского народа, о крещении Руси.
  2. Продолжать совершенствовать у детей все стороны речи, учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей.
  3. Воспитывать у детей интерес и любви к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, с историей русского народа, с народными умельцами и их промыслами.
  4. Активизация и обогащение словаря: славяне, молодцы, богатыри, предки, изба, князь, княжество,  церковь – дом Божий, христианство, дружина, Святая Русь, Родина, гжель, хохлома, русская матрешка.

Подготовительная работа.

Беседы на тему «Наши предки – славяне», чтение былин, рассматривание иллюстраций к былинам, разучивание стихов, пословиц и поговорок, знакомство с богатырями Руси.

Материал

Портреты полководцев, хохломская посуда, гжель, матрешки, мяч, диск с записями музыки.

Ход занятия

Звучит куплет песни Юрия Антонова «Родная сторона»

Дети входят и выстраиваются вкруг.

Воспитатель: Ребята, какую хорошую песню мы сейчас услышали.

О чем она?

Дети:  (ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, как называется, наша страна?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Россия – это наша Родина. Что означает слово Родина?     

Дети: (ответы детей)

Ребенок читает стихотворение:

Я узнал, что у меня есть огромная семья,

И тропинка  и, лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое, это все мое Родное,

Слышишь песенку ручья – это Родина моя,

Детский сад, мои друзья - это Родина моя,

Всех люблю на свете я - это Родина моя.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая страна, в ней много городов, сел, деревень. Но давным-давно на нашей земле жили славяне. Славяне были нашими предками. Это -  славный, достойный, гордый, красивый, храбрый народ.

Воспитатель: Кто может сказать, что означает слово наши предки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Славяне это еще и трудолюбивый народ, который занимался разными промыслами. Умельцы делали посуду, игрушки и расписывали ее. Посмотрите, какая красивая деревянная посуда!

(воспитатель показывает посуду)

В народе ее называют хохломской. А почему, нам расскажет Даниил.

Рассказ ребенка: Много лет назад в селе Хохлома проходили  ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой. На посуде изображали растения, ягоды, плоды, птиц. Для росписи использовали красный, черный, зеленый, коричневый цвет. Умельцы рисунок покрывали лаком. Вот и зовут по сей день посуду хохломской.

Воспитатель: А вот красивая посуда, сделанная из фарфора. Коля, расскажи, что ты знаешь про эту посуду?

Рассказ ребенка: Это – гжель. Гжель – это роспись синей краской на посуде по белому фону. Мастера на ней изображали птиц, животных и людей. Этому русскому промыслу много лет. Он родился в местности Гжель около Москвы.

Воспитатель: Эту игрушку вы все прекрасно знаете. Это русская матрешка.

Рассказ ребенка: Матрешка – настоящая красавица, румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Делают матрешку из традиционного дерева липа. Но главное, это кукла с секретом. Внутри ее прячутся веселые сестрички.

Стихотворение рассказывает ребенок:

Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах.

На столе у нас живут, всех матрешками зовут.

Проводится физкультминутка.

Дети водят хоровод с песней «Во поле береза стояла…»

Дидактическая игра «Назови пословицу»

Дети передают мяч друг другу, и называю русскую народную пословицу.

Пословицы:

Кто смел – тот и на коня сел.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

В камень стрелять – только стрелы терять.

Бой отвагу любит.

Труд человека кормит – лень портит.

Работай до поту – так и поесть в охоту.

Кто труда не боится – того и лень сторонится.

Славяне строили свои поселения на холмах. Это было необходимо для самообороны. У славян было много врагов. Враги опустошали землю и разоряли жилища. Но славяне храбро оборонялись и строили новые дома. На Руси были такие богатыри – защитники как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дмитрий Донской, Александр Невский. Каждый князь имел свою дружину. Дружина – это группа воинов, защищавших свой народ от врагов.

Звучат колокола.

Воспитатель: Ребята, что вы сейчас услышали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Где можно услышать звон колоколов?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Церковь – Дом Божий. Много лет назад князь Владимир решил принять христианскую веру. Он крестился сам и велел креститься русскому народу. И с тех пор русские люди стали христианами, а  Русь называют -  Святая  Русь. Христианская  вера много раз спасала русских людей от погибели.

В старину у русских воинов был девиз: «Кто пришел к нам с мечем, тот от меча и погибнет»

Дети: Слава, слава родной Руси, не скакать врагам по нашей земле, не топтать их конями землю русскую.

Воспитатель: Ребята, как звали наших предков на Руси?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Какую посуду и игрушки изготовляли умельцы на Руси?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как звали князя, который принял христианскую веру и крестил всю Русь?

Дети: (ответы детей)

 

Список литературы

  1. Куцакова Л. Чудесная Гжель: учебное издание. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Крупин В. Князь Владимир Красное Солнышко. М.: Синтагма, 2013.
  3. Дмитриева В.Г. Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки: для детей от 3 до 7 лет. М.: АСТ, 2012.
  4. Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Вече, 2013.