Развитие личностных качеств учащихся в пространстве билингвистического образования

Дубровина Татьяна Юрьевна

Учитель, МАОУ гимназия №2, Екатеринбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дубровина Т.Ю. Развитие личностных качеств учащихся в пространстве билингвистического образования // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 28.03.2017 ).


Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, так называемый  «портрет выпускника основной школы», включающий в себя следующие характеристики:

  • готовый к саморазвитию и самоопределению
  • уважающий свой народ и культуру
  • осознающий ценности человеческой жизни, семьи, общества
  • активно познающий мир
  • осознающий важность образования, умеющий применять ЗНУ на практике
  • социально активный, уважающий закон и порядок
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог
  • выполняющий правила здорового образа    жизни
  • понимающий значение профессиональной деятельности

Языковая среда, сформированная в нашей гимназии, позволяет достичь определенных результатов в развитии личности посредством разнообразных видов урочной и внеурочной деятельности.

Давайте рассмотрим что из себя представляет эта среда, какие виды деятельности  и какие в итоге мы получаем результаты.

Полилингвистическое (многоязычное) пространство включает в себя:

  1. Русский язык (родной)
  2. Английский язык (со 2 класса)
  3. Французский или немецкий язык (с 5 класса)
  4. Технология. Основы перевода (с 9 класса)
  5. Историческое страноведение (с 9 класса)
  6. Английская и американская литература (с 9 класса)
  7. Туризм, общение с носителями языка
  8. Обучение за рубежом
  9. Внешняя экспертиза

Не будем отрицать влияние социума: средств массовой информации, технических возможностей, массовой культуры и т.д. Таким образом, наше языковое пространство выходит далеко за рамки гимназии.

Рассмотрим поэтапное развитие личности наших учащихся в языковом пространстве.

 С первыми словами Hello на подготовительных курсах для 6-леток начинается знакомство с новой иноязычной культурой и возникает необходимость адаптации к новым произносительным условиям в ходе массированной фонетической подготовки. Зарождается уважение к новому языку и осознание важности языковой аккуратности.

 В начальной школе преобладают репродуктивные виды деятельности, направленные на многократное повторение материала с целью запоминания.  Преобладают задания типа:  «Послушай и повтори». Закладываются социально-культурные навыки работы в группе, снимается психологический барьер, начинается самостоятельное применение разученных фраз.

В средней школе закладываются основы продуктивных видов деятельности, умение интерпретировать и свободно применять освоенный материал. Формируются основы коммуникативной культуры: умение вести диалог,  диспутировать и рассуждать на определенную тему, выражать собственное мнение. Происходит самоопределение и осознание собственных возможностей.

В старшем звене  закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, происходит систематизация, анализ и творческое  применение знаний лексико – грамматического материала. Появляется психологическая уверенность и беглость спонтанной речи,  интонационное оформление  и эмоциональная окрашенность высказываний. Оттачивается умение мыслить взвешенно, осознанно, сформулировать свою позицию, отражая свое мировоззрение и духовные ценности и, соблюдая речевой этикет, выразить согласие, несогласие, сомнение, переспросить, выдвинуть предположение или предложение, т.е. умение в результате конструктивной беседы  приходить к совместному решению, подтверждая готовность к продолжению диалога.

Таким образом, коммуникативные навыки являются как целью,  так и средством, базисом, основополагающим элементом в изучении языков.

Виды деятельности с информационными потоками включают в себя: аудирование  музыкальных и телевизионных  каналов  MTV, BBC Channel, World News, просмотр видеосюжетов и фильмов, работу с компакт - диском  и CD-rom  к учебнику; чтение и перевод текстов различных жанров, справочной литературы, журнальной статьи, рекламы; говорение  (диалог и монолог); написание различных видов письма: деловое, неформальное, жалоба, запрос информации, эссе сочинение, доклад, сообщение, электронное письмо.

Приведу несколько примеров, и вы поймете, какие качества они развивают.

Наш традиционный фестиваль иностранной песни помимо развития языковых навыков прививает вкус, формирует умение вести себя на сцене, находить компромиссы, усмирять свои амбиции, договариваться, уступать тому, у кого лучше получается, не прячась за спины других.

Ежегодные рождественские проекты и конкурсы «валентинок» выявляют творческий потенциал и формируют умение радоваться за тех, у кого получилось лучше и стремление в следующий раз создать что-то оригинальное и удивительное.

Наши учителя проводят 8 марта, День Святого Валентина, Масленицу, День благодарения на английском языке. Эти мероприятия заставляют задуматься о сути праздников, истории их возникновения и подумать о тех, к кому обращены поздравления, относиться к традициям с особым уважением, а не поздравлять по привычке.

Невероятные темы, проблемы и необычные повороты в их исследовании  и лучшие качества детей: стрессоустойчивость, стремление к победе и перфекционизму  проявляются на научно-практических конференциях. Только вслушайтесь в названия некоторых проектов:

«Социальная реклама – проблема или решение проблемы?»

«Необычные световые явления»

«Энергия будущего»

«Празднование дня матери в Великобритании, Америке и России»

«Патриотические символы США (и аналогия с символами России)»

«Влияние изменения климата на жизнь животных»

Старшеклассники приняли успешное участие в международном проекте «Одиссея 2050», идеей которого было привлечь внимание молодежи и подростков к экологическим проблемам. Подобные проекты прививают стремление к  здоровому образу жизни и экологическую культуру.

Уроки исторического страноведения и  английской литературы способствуют развитию эстетического сознания через освоение культурно – исторического наследия, активизируют применение материала уроков истории и мировой художественной культуры.

Формулировка тем по предмету «Основы переводческой деятельности объясняет суть изучаемого материала на английском языке:

«Карьера»

«Резюме и самопрезентация»

«Культура труда»

«Этика взаимоотношений в трудовом коллективе»

«Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями человека».

Несомненно, в комплексе они способствуют освоению социальных норм и правил поведения

Ежегодное участие  команды наших старшеклассников в городском конкурсе знатоков страноведения формирует у них все большую ответственность не только за себя и за команду, а за всю гимназию, которую они представляют.

 

Личностные требования к результату освоения программы включают в себя 11 разделов. Только на примере одного  – п.4  раздела 9  мы проследили какие качества формируются в у учащихся в языковой среде. Он содержит следующие характеристики:

 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции; традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с людьми и достигать взаимопонимания.

В итоге мы имеем следующий позитивный результат, в наших выпускниках формируются следующие личностные качества:

  • Организованность, концентрация внимания
  • Аккуратность в выборе средств общения
  •  Самостоятельность мыслительной   деятельности
  • Умение слушать и слышать собеседника
  • Потребность обращения к оригиналу или первоисточнику
  • Терпимость
  • Умение мыслить на иностранном языке
  • Удовольствие от продукта своей  коммуникативной деятельности

Условиями достижения высоких результатов  мои коллеги считают следующие:

  • интеграция и кооперация, тесное взаимодействие и сотрудничество
  • преемственность, единые требования и критерии оценивания
  • поддержание многолетних традиций
  • четкая организация взаимодействия
  • осознание единой общей задачи и   нацеленность на конечный   результат.

Все вышеназванные аспекты вырабатываются с годами  и тесно переплетаются с главным - коммуникативным принципом:

Закончу маленьким, но емким четверостишьем, переведенным с английского языка:

Культуру речи соблюдай

При выборе любой из тем

И учитывай всегда:

Где говоришь, когда и с кем!