Роль подвижных игр со словом в воспитании детей

Маньшина Галина Васильевна

Воспитатель, МБОУ "СОШ№10", Астраханская обл

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Маньшина Г.В. Роль подвижных игр со словом в воспитании детей // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 27.04.2024 ).


Все , кто работает с детьми дошкольного возраста знают , что игра является основным видом деятельности детей . Она способствует развитию внимания , памяти, , развивает речь и мышление, а также движения  у ребёнка. Очень разнообразен игровой материал, однако всё - равно   ощущается нехватка подвижных игр, которые созданы на основе художественного поэтического текста( образцов народной и современной детской поэзии).Очень долго работая с детьми, опыт  мне показывает, что этот вид работы оказывает большое  влияние на развитие детей  и очень эффективен. Так  чем же он так хорош, и почему его нужно использовать в своей работе? В движении ребёнок  очень хорошо  усваивает  содержание произведения и глубже проникает в образ исполняемого в игре стихотворения. Дети очень эмоциональны и их эмоциональная отзывчивость на художественный образ тесно связана с ритмическими движениями под  текст   стихотворения. Это  объясняет  то , с какой выразительностью дети   исполняют  текст в подвижной игре. Они  легко улавливают 

напевность , музыкальность  и ритмичность родной речи.

 В своей  работе я использую подборку игр , которую можно проводить с детьми от младшей до подготовительной к школе группы. Основной целью этих игр является развитие речевой активности, умение сочетать слова с движениями, совершенствовать звукопроизношение и выразительность речи. Только при условии постепенного их усложнения возможно выполнение  названных задач. Игры детей  младшего и среднего возрастов построены в основном на движениях имитации. Они подражают движениям зайчиков , кузнецов, косарей . Текст обычно  дети  читают всей группой. Это очень хорошо помогает  в развитии у детей умения играть вместе , сообща , дружно. Важно следить за тем , чтобы текст произносился в нужном темпе , без его замедления и ускорения и не терялось в коллективном исполнении его выразительность. Совместное игровое действие этому и способствует. А вот игры старших детей отличаются от игр малышей. Здесь уже используются движения бега, прыжков и построены они по типу пряток , узнавания по голосу, поисков спрятанного предмета. Есть игры , которые проводятся с предметами: обручами , мячами и т.д  , и здесь важно , чтобы к моменту  разучивания игры, дети умели действовать с тем или иным предметом. Прежде , чем разучить игру с детьми , я знакомлю их с текстом , выразительно его читаю, объясняю значение слов, текст не заучиваем, потому что дети хорошо его запомнят во время игры .Сам воспитатель должен очень хорошо знать текст и правила игры,   быть активным  участником  .Здесь повышается авторитет воспитателя и дольше поддерживается интерес к игре. Эти игры не  требуют специального оборудования  и  используются только лишь  атрибуты  в виде некоторых деталей к костюмам персонажей. К некоторым играм  мы вместе с детьми изготавливаем шапочки .Эти игры я провожу как в помещении , так и на прогулке, в любое время года .Игры , которые  использую в работе, соответствуют возрасту детей  , их  развитию речи ,  двигательным  умениям и навыкам.                                 

Особое место я отвожу тем  , которые  способствуют развитию  творческих способностей  у детей, умению найти правильный ответ на вопрос персонажа, составить небольшой рассказ в виде зачина к игре или конца, придумывают диалог( «Летели кукушки» ) . Дети проявляют  фантазию ,выдумку , находчивость     , эти игры ставят ребят в ситуацию поиска.                                                                     

Хочу предложить несколько игр , в которые мои дети больше всего  любят  играть.

Эти игры я провожу с  детьми младшего и среднего возраста:

1.«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА»

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим –пилим, пилим –пилим.

Раз-два! Раз-два!

Будут на зиму дрова.( Е. Благинина)

Дети стоят парами, лицом друг к  другу, подав правые руки один другому. В начале имитируют движения пильщиков(правыми руками), а при повторении подают левые руки.

2. «ВОЛК И ЗАЙЦЫ»

Раз, два, три , четыре, пять. Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк ,волк,

Он зубами щёлк , щёлк!

А мы прячемся в кусты,

Прячься , заинька, и ты.

Ты , волчище, погоди!

Как попрячемся- иди! ( В. Витка, пер. с белорусского И .Токмаковой)

Дети –зайцы( 4-5) прыгают врассыпную на двух ногах, согласовывая движения с текстом, остальные хлопают в ладоши , стоят по кругу. На последний куплет прячутся за спинки стульев, стоящих по кругу. Ребёнок –волк ищет зайцев , забирает тех , кто пошевелился.

3.  «ГУСЬ»

« Где ладошка? Тут ? Тут.

На ладошке пруд? –Пруд.

Палец большой-

Это гусь молодой,

Указательный –поймал,

Средний  - гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Самый меньший – печь топил.

 Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот…

Вот.

Игра проводится и сидя , и стоя.  На вопрос- Где ладошка? Тут? – дети показывают ладошки. Далее вместе с ведущим загибают пальцы в порядке , указанном в стихотворении. На последние 3 строчки стряхивая  кистями рук , разводят руки в стороны со словом  «вот», поднимают их вверх и хлопают .С окончанием – роняют руки вниз. Последние 3 строки произносятся с повышением интонации и ускоренном темпе.

4.» МЕДВЕДЬ»

Как под горкой снег-снег,

 И на горке снег –снег,

И под ёлкой снег-снег.

И на ёлке снег-снег,

А под снегом спит медведь ,

Тише, тише ,

Не шуметь!

 Дети стоят по кругу, выбирается медведь. Он сидит на стульчике в середине круга и засыпает. На 1 и 3 строчки дети идут к середине круга(4 шага), на 2 и 4 строчки от центра, назад, на 5-ю строку осторожно приближаются к медведю. Две последние строки произносит ребёнок, назначенный взрослым. Медведь должен узнать ребёнка по голосу. Игра повторяется  с ребёнком, чей голос узнал Медведь.

Есть ещё интересная игра на развитие слухового внимания у детей- это

«КУКУШКА»

Дети стоят в кругу. Назначается считалкой  ребёнок-кукушка, он стоит в центре круга. Дети , идя по кругу, произносят следующие слова:

К нам кукушка в огород залетела и поёт,

Ты, кукушка, не зевай , кто кукует , отгадай!

( на кого показал воспитатель , тот кукует) .Водящий  узнаёт ребёнка по голосу. Если узнал , кто куковал , то тот ребёнок  становится водящим.

 

 

А в эти игры любят играть   старшие дети:

1.« БЕЛКА»

В игре принимают 12 детей. Дети стоят по кругу,, в середине корзина с мячами , рядом ребёнок –белка.

Дети-

Белке 12дали орешков,

Надо делить ,

Нечего мешкать.

БЕЛКА-

Толе- орех

Коле- орех

Тане- орех,

Ване- орех.

( белка бросает детям мячи)

Дети-

Себе только восемь оставила!

 Думает белка:

Дам я и эти ,

 Тут без орешков

Есть ещё дети.

Белка-

Вите- орех,

Мите- орех,

Маше – орех,

Паше- орех.

Дети-

Себе лишь 4 оставила!

 Сделала белка доброе дело-

Всё разделила ,не пожалела.

Белка-

Лёше- орех,

Варе –орех,

Оле-орех,

Поле- орех.

Дети –Себе ничего не оставила!

После чего педагог предлагает детям вернуть орехи: ей предстоит трудная зимовка. Дети по очереди бросают мячи в корзину. Воспитатель говорит;» Дети решили отдать орехи белке: толя- орех , коля- орех « и т.д. Названный ребёнок бросает  мяч.

2. «Летели кукушки»

Летели кукушки

Через три избушки

Так суетились

Так торопились

Головками вертели

Крыльями махали-

А куда летели,

Так и не сказали!(Н. Колпакова)

Дети (  кукушки) скачут поскоком врассыпную по залу .С концом текста останавливаются. Надо спросить кукушек, куда они торопились. Дети –кукушки сами находят ответ.  Мы летим в тёплые края. Мы  перелетаем в другой лес. Вариантов ответов  много .Диалог продолжают дети: А когда вы вернётесь? А где ваши птенцы? Почему летите в тёплые края ? и т. д.

И это  только маленькая  доля того , что есть в моей копилке игр. Я буду очень рада, если кому-нибудь пригодится мой опыт работы и игры. Надо играть с детьми , использовать игры во всех видах деятельности, ведь только играя , дети легче воспринимают  ту информацию, которую мы им предлагаем.