Рабочая программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей»

Писаревич Любовь Александровна

Воспитатель, Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, Юрга, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Писаревич Л.А.  Рабочая программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 27.07.2017 ).


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Одной из важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.    

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения.  Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, воспитанников, безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.

Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме,  разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:  

- принцип научности  (содержание программы построено на научных и исторических фактах);

принцип доступности, учета возрастных особенностей детей;

принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);

-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж );

-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель: способствование усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

 Задачи:

  • сформировать основные правила личной безопасности;
  • обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
  • развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление;    коммуникативные навыки;
  • научить детей  оказать помощь себе и пострадавшим;
  • воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту;

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1. «Отдых на природе»

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к "грязной" воде.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу.

 

Тема 2. «Один  дома»

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.

Тема 3 . «Не дразните собак , не гоняйте кошек»

Педагог должен расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных; выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными; вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы; воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным. Для  общей осведомленности педагог подбирает  и изучает  литературу по данной теме. Так же  стихи, пословицы и поговорки. Можно  оформить материал консультации для родителей «Уроки доброты», конкурсы писем, рисунков. При  тесном сотрудничестве с родителями провести Час творчества (четверостишья о бездомных животных). Беседы по типу: «Откуда берутся бездомные животные?», что их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.

Тема 4.   «Пожарный герой - он с огнем вступает в бой»

Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной и противопожарной, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной критической ситуации может спасти жизнь. Полноценные знания о безопасности дети часто получают именно в детском саду, поэтому необходимо наличие уголка безопасности в группе ДОУ. Целесообразно проводить различные мероприятия по ознакомлению с пожарной безопасностью. Рассказывать  детям о профессии пожарных, провести экскурсию в пожарную часть, побеседовать с самими пожарниками.

Педагог знакомит детей с правилами поведения при пожаре. Объясняет, почему нельзя пользоваться детям спичками и зажигалками, маленьким детям без родителей нельзя оставаться без присмотра.

Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда нужно сразу звонить, если почувствовали запах дыма и первые правила поведения при начале пожара. Можно организовать игру «Пожар в доме». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, модулей оборудуют дом  и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли. Детям  можно прочитать художественную литературу, например: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»,  К. Чуковский «Путаница», Л. Толстой «Пожарные собаки». Рассматривать различные иллюстрации и альбомы про пожарных, устраивать конкурсы рисунков по теме. Проводить беседы с детьми, кто наблюдал за пожарищем, какие опасности подстерегают людей при пожаре, научить детей сочувствовать другим людям, пострадавшим в пожаре,  и как им можно помочь (дать необходимую одежду, посуду, так у людей огонь уничтожил все.) педагог так же знакомит детей, что огонь и приносит пользу (возле костра можно согреться, высушить  сырые вещи, на печке люди готовят еду и т. д) 

Календарно – тематическое планирование

(2ч. в неделю, 56ч.)

Тема

Формы и методы работы

Часы

 

 

Тема 1. «Отдых на природе»

 

«Дети и времена года».

 «Опасность – растения!».

«Мы пришли на водоём».

«На прогулку мы идем».

 

-загадки о грибах и ягодах.

-Что лишнее? (классификация)

-Дид.игра «Беречь и охранять природу», «Одень по погоде»; дид. игра «Кому что нужно»

-«Третий лишний». Почему?.

-«Кто живет в грибном домике» с.105 Т.И. Попова «Мир вокруг нас» 

- «Отдых на природе» - правила поведения в лесу, уборка после пикника.,

-рассматривание ядовитых и лекарственных растений.

-Грибы: «съедобные и несъедобные»

-рассматривание плаката  «Грибы» - беседа. 

-явления природы.

 Рисование:

-съедобные и несъедобные грибы, 

-раскрась ядовитые ягоды,

-изготовление плаката «Два леса» ,

- Чтение  энциклопедии о ядовитых грибах и ягодах 

-Чтение «Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река» Т.И. Попова «Мир вокруг нас» с. 46

-Чтение «Два леса»

Слушание звуков природы - шум ветра, журчание плеск воды, шум дождя, треск огня в костре, звуки раскатов грома и т.д.- продолжить ситуацию, что может случиться после этих явлений природы.

 

 

 

Тема 2. «Незнакомцы»

 

«Безопасное поведение»

«Если ты потерялся».

«Осторожно, незнакомец».

«Воспитываем бережливость».

«Как вести себя с незнакомыми людьми».

«Встреча с незнакомцем».

«Злоумышленник на улице».

«Кто-то звонит в дверь».

«Как говорить по телефону».

 

- «Кого можно и нельзя впускать в дом, если ты один дома…»

-просмотр фильма «Один дома»

-обсуждение опасных ситуаций

-составление рассказов «Если к вам подошел незнакомый человек…»

-обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог

Рисование: «Мой друг»,

 «Свои и   чужие люди».

 

 

 

Тема 3 . «Не дразните собак , не гоняйте кошек»

 

«Дети и животные».

«Опасность – животные!»

 

-«Польза домашних и диких животных»

-«Укусы животных. Что делать?»

-«Контакты с животными иногда бывают опасны!

«Осторожно, злая собака!» - беседа с  детьми

Ц. закрепление о том, что  чужим собакам подходить нельзя.

- «Слушание голосов животных» - Послушай и дорисуй обстановку, в которой обитает животное.

-оставление рассказов «Мое любимое животное»

-«Необыкновенное животное»

-раскрась картинки

 

 

Тема 4.   «Пожарный герой - он с огнем вступает в бой»

«Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом».

«Сказочный пожарный в гости к нам пришел!»

«Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнем».

«Если в доме пожар».

«Опасность – электричество!»

«Опасность – газ!»

«В мире опасных предметов».

«Его Величество – электричество».

«Твоя безопасность».

 

«Ток бежит по проводам».

«А у нас дома газ».

«Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем».

«Чем опасен дым?»

«Детские шалости с огнем».

«Осторожно – электроприборы».

«Горючие вещества».

«Знаете ли вы правила безопасности?» (закрепление)

-Проверка знаний детей дом. адреса,  № телефона Ф.И.О.

-«Огонь – добрый и злой» рассматривание иллюстраций

- «Что надо сделать, если вы увидели пожар»

Беседы по прочитанному:

-Сказки «Феи сна»

- «Саламандра – повелительница огня», 

-«Сердечный огонь» с.46 

-«Как огонь с человеком подружился» с.44

С.А. Козлова «Мой мир»

-«Как человек огонь приручил» С.А. Козлова «Мой мир» с.85

-«Мы  – пожарные»

-«Спасаем своих друзей» с.59 Т.И. Попова «Мир вокруг нас»

-Пожароопасные предметы Н.Н. Авдеева «Безопасность» с.55 (загадки)

-Пожар Н.Н. Авдеева «Безопасность» с.61

Рисование: по сказке «Кошкин дом», 

-«Когда бывает добрый, а когда злой огонь»

Чтение: С .Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»,  К. Чуковский «Путаница», Л. Толстой «Пожарные собаки»

 

 

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. Безопасность. СПб.: Детство – Пресс, 2004.
  2. Белая К.Ю. Твоя безопасность. М.: Просвещение, 2000.
  3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни. М.: Скрипторий, 2003.