Взаимодействие с семьями воспитанников при организации предметно - пространственной среды группы

Епифанова Людмила Анатольевна

Воспитатель, ГБОУ СОШ 33 сп Детский сад 22, Самарская область город Сызрань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Епифанова Л.А. Взаимодействие с семьями воспитанников при организации предметно - пространственной среды группы // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 19.11.2017 ).


 Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых даёт ребёнку определенный социальный опыт. Но  только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Одним из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении является разработка механизмов взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих активизации роли родителей в реализации образовательной программы. Огромное  психологическое и педагогическое воздействие на развитие ребенка оказывает и пространство, в котором  он живет. Учитывая оба фактора, мы  стараемся вовлечь родителей в создание оптимальной  предметно-пространственной среды группы. Конечно, не все родители не сразу откликнулись на наши призывы. Пришлось провести большую работу, для того чтобы донести до родителей важность такого взаимодействия. Сначала мы познакомили родителей с особенностями создания  и основными принципами  развивающей предметно – пространственной  среды, объяснив, что она  должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет  национально – культурных, климатических условий,  в которых осуществляется  образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  •  среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функцию. Но самое главное – она должна работать на развитие  самостоятельности и инициативы  ребенка.

Мы показали родителям, что развивающая предметно – пространственная среда  групп организуется  таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Помещение группы детского сада – это явление не только архитектурное, имеющее определенные структурные и функциональные характеристики. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Именно поэтому педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды.

Как и в любой группе детского сада, пространство нашего помещения разделено условно на несколько центров:

   Центр познавательно - исследовательской деятельности по нашей просьбе родители пополнили различными колбами и емкостями для определения объема, различными видами часов (песочными, электронными, механическими), компасом, биноклем, лупами. Разместили там коллекцию камней и минералов, ракушек.

 Дети здесь проводят опыты, учатся наблюдать, делать выводы, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, что способствует развитию познавательного интереса.

 

Часть познавательно-исследовательского центра мы выделили под уголок «Всезнайки», в котором разместили  пособия по математическому развитию, изготовленные родителями. Эти игры способствуют   закреплению навыков порядкового и количественного счёта, знаний о геометрических фигурах и телах, помогают повторить последовательность дней недели, месяцев, времен года.

 

Дети с большим удовольствием используют игры, сделанные мамами и папами, учатся бережно к ним относиться.

Создание различных мини-музеев и коллекций также способствует познавательному развитию воспитанников. Сегодня мини - музеи это неотъемлемая часть развивающей среды группы. Совместными усилиями родителей в нашей группе были созданы: коллекция кошек, мини-музеи «Пуговка», «Статуэтки», «Диковинные вещи».

В мини-музее «Пуговка» мы познакомили детей с историей появления пуговиц материалом из которого их делают, различными функциями пуговиц, способами изготовления из пуговиц разнообразных поделок.

Мини-музей «Статуэтки» знакомит детей со свойствами и особенностями игрушек-сувениров и способствует бережному отношению к этим игрушкам.

Многие родители со своими детьми приняли активное участие в подготовке к смотру-конкурсу на лучший мини-музей в нашем саду. И предложили дать ему название «Музей диковинных вещей». Конкурс, как известно, всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в оформлении. В музее были представлены различные «диковинные вещи» из художественных произведений: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, золотой ключик, игла кощея, ступа бабы-яги, наливное яблочко, цветик – семицветик, аленький цветочек и т.д. Параллельно с созданием музея нами проводилась работа по ознакомлению детей с художественными произведениями в которых и встречаются эти « диковинные  вещи». К этим произведениям относятся: А.Толстой «Золотой ключик», В.Катаев «Цветик-семицветик», С.Аксаков «Аленький цветочек»,р.н.с. «Кощей Бессмертный»,Ю.Крутогоров «Скатерть-самобранка»,и т.д.

 

Еще одна форма взаимодействия с родителями наших воспитанников – «Творческая мастерская». Целью создания творческой мастерской является формирование творческого потенциала детей и их родителей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. И, конечно, все работы детей и их родителей размещены в нашей группе.

 Группа наиболее активных, творческих родителей была привлечена к участию в проекте «Тайны морских глубин». Родители совместно с детьми изготавливали из различного материала (пластилин, ткань, нитки, бумага, салфетки) всевозможные морские растения,  рыб, животных. Это панно украшает помещение внутри сада ,а также всегда доступно для просмотра.

Этой же группой родителей была выполнена коллективная поделка из пластилина на тему «Любимые персонажи мультфильма Мадагаскар». И дети с удовольствием обыгрывают  поделку, придумывая всё новые и новые сюжеты.

Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.  Как известно сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры дошкольного возраста. Характеризуя её  С. Л. Рубинштейн подчеркнул, эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослым. В сюжетно-ролевой игре идёт эмоциональное развитие, речевое, интеллектуальное, а также развивается воображение и творчество. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своём речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Таким образом , мы видим насколько велико значение обогащения содержания сюжетно - ролевых игр в группе. Нашим родителям  пришлось достаточно серьёзно подойти к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Семья», «Кафе», «Пожарные».

Как и все педагоги нашего сада, я использую в своей работе здоровьезберегающие технологии и мне удалось привлечь родителей к изготовлению пособий по зрительной и дыхательной гимнастике, которые в дальнейшем мы разместили в нашей группе в уголке «здоровья». Упражнения с их использованием мы выполняем ежедневно, как в ходе НОД, так и в режимных моментах. Использование выполненных родителями пособий даёт положительный результат и способствует укреплению здоровья и поднятию настроения.

 

 По моей просьбе на весенний праздник 8- е марта группа родителей и детей объединилась и подготовила для проведения конкурса на утреннике корзину с цветами. Эта корзина в дальнейшем украшала помещение нашей группы.

Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании  и развития детей. Поэтому, педагогический коллектив продолжает поиск  различных форм  сотрудничества с родителями наших воспитанников,  добивается, чтобы любая игрушка или поделка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых.