Игры на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Титова Елена Владиславовна

Воспитатель, МБДОУ №423 г. Челябинска,  г.Челябинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Титова Е.В. Игры на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 23.01.2017 ).


Человек по сути своей является социальным существом, общение и взаимодействие с другими людьми является неотъемлемой частью его жизни.

А.Н. Толстой писал: «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на песчаный песок».

Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Поэтому работа,  направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна. Общению надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно достигается ценой усилий, затраченных на обучение. Поэтому задача воспитателей и специалистов детского сада, как первых учителей ребенка, помочь ему привить навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционная группа для детей с ТНР) я заметила, что у детей есть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, которые связаны со спецификой нашей группы: группу посещают дети, имеющие различные речевые нарушения, а как известно, речь является одним из главных факторов, влияющих на отношения между людьми. Кроме того, у детей в этом возрасте уже происходит деление на «популярных и непопулярных». Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые) стараются держаться в стороне от сверстников, они никогда не предлагают игру первыми. Отсюда, возникают антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Поэтому для меня, как педагога, встает вопрос: как сделать общение детей, посещающих нашу группу комфортным и бесконфликтным.

Ведущие педагоги и психологи подчеркивают, там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Потребность в общении со сверстниками у детей развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности в игре, а также по поводу игры. Поэтому игры на развитие навыков общения, являются эффективным и действенным средством социализации детей в коллективе.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные контакты.

Вербальное же общение – это общение посредством языковых средств. Оно присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Игры на развитие навыков невербального общения помогает ребенку эмоционально раскрепоститься, они способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей. Кроме того, для нас педагогов коррекционных речевых групп, эти игры важны тем, что ребенок в них участвует,  не используя языковые средства. Ведь дети с речевыми нарушениями, зачастую, «комплексуют», стесняются говорить, а в этих играх они участвуют, не боясь попасть для них в заведомо неловкую ситуацию. Основной целью таких игр является то, чтобы научить детей невербальным способам общения, а также развивать умение использовать жест, позу в общении друг с другом. Еще эти игры развивают элементарные артистические данные и эмоциональную сферу детей.

Примеры игр на развитие навыков невербального общения: «Здороваемся без слов», «Зоопарк», «Сделай подарок» и др.

Например, игра «Как говорят части тела»:

Воспитатель предлагает ребенку разные задания, остальные дети должны угадать какие задания дал взрослый.

Покажи: Как говорят плечи «Я не знаю»;

Как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу! Дай мне!»

Как говорит голова «Да» и «Нет»;

Как говорит рука «Садись», «Повернись», «До свидания» и др.

Среди игр на развитие навыков невербального общения следует отметить игры на развитие навыков взаимодействия в группе и игры на телесный контакт. Игры на развитие навыков взаимодействия в группе способствуют сплочению детского коллектива, воспитанию способности к согласованному взаимодействию. Это игры «Робот», Эхо», Змея» и др.

Примером такой игры является игра «Удержи предмет».

Дети разбиваются на пары, которые соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шарик животами и др.) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время продержит предмет.

Целью игр на телесный контакт является развитие

Кожной чувствительности, способности различать тактильный образ, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Например, хорошо всем известная игра «Ручеек», где ребенок, выбирая себе партнера, учится входить в контакт с детьми и делать для себя эмоционально значимый выбор.

Игры на развитие навыков вербального общения в нашей группе цены тем, что помимо задач связанных с социализацией детей в детском коллективе, еще и способствуют развитию разных сторон речи детей, что для нас педагогов речевых коррекционных групп не менее важно.

Среди этих игр следует выделить игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог. К таким играм относятся: «О чем спросить при встрече?», «Вопрос – ответ», «Прощай» и др.

Например, игра «Ласковое имя», когда дети, стоя в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, камушек, «волшебную палочку»),  при этом называют друг друга ласковым именем. Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Или игра «Разговор по телефону», в которой ребенку дается задание поздравить товарища с днем рождения, пригласить в гости и т.д.

Среди игр на развитие навыков вербального общения, есть игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению. Это игры «Кто говорит?», «Комплименты», «Угадай кто это?» и др.

Например, игра «Пожелания» развивает умение оказывать положительные знаки внимания партнеру по общению. Дети садятся в круг и, передавая мяч, говорят друг другу пожелания: «Желаю тебе хорошего настроения», «Будь всегда таким же смелым, добрым, умным, справедливым»  и т.д.

Все перечисленные выше игры помогают детей общаться, преодолевать страх общения застенчивым и нерешительным детям, а на этапе адаптации как можно быстрее влиться в новый коллектив. Следует отметить и то, что работу по развитию межличностных отношений детей следует проводить совместно с семьей. Для родителей разработана система консультаций, игр, тренингов. Поэтому,  только объединив усилия педагогов и семьи, мы сможем правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.

 Литература:

  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2006.
  2. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. №3.
  3. Дудьев В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2006. №2.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
  5. Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. 2007. №5.
  6. Пазухина  И.А.  Давайте познакомимся! Тренинговые занятия.  СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010.