Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Кобякова Тамара Васильевна

Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад", Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кобякова Т.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 20.04.2024 ).


 

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь – от родителей.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Многие родители пытаются решить проблему собственной несостоятельности заменой процесса воспитания обучением в различных развивающих студиях и центрах.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Планирование работы с родителями, мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

В  нашем детском саду «Улыбка» ежегодно планируется много мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей воспитанников, укреплению семейных связей и гармонизации детско-родительских отношений. Формы взаимодействия коллектива с семьями воспитанников используем как традиционные, так и новые: беседы и консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, совместные досуговые мероприятия, утренники и концерты, открытые занятия для родителей, мастер – классы, дискуссии. Родителям при этом открывается жизнь ребенка в детском саду, а сотрудники   ДОУ стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Родители воспитанников, включаясь в деятельность учреждения, как правило, выбирают мероприятия, в которых находят ответы на актуальные для себя вопросы.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Самыми популярными, посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность родителей со своими детьми.

В сентябре и апреле в детском саду проходят недели открытых Дверей. В эти дни родители посещают групповые мероприятия, которые позволяют им четко знать и видеть, как живет и развивается их ребенок, какие новые условия создаются и насколько комфортны они для ребенка. Во время посещения открытых занятий родители могут наблюдать за ребенком  в обычной для него обстановке, в контексте реальных его взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Родитель имеет возможность сравнивать своего ребенка со сверстниками и выявить что – то ранее незамеченное. Вовлеченность родителей в развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Новизна данной формы работы заключается в создании мотивации для возникновения равных партнерских взаимоотношений между ребенком и родителем в процессе проведения совместных опытов, направленных на повышение познавательного интереса у детей. Наш опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «родитель - воспитатель» стали вечера – досуга с активным участием родителей. Так в ноябре проводим совместный с мамами  праздник «Мама, любимая моя!», на котором царит теплая, душевная атмосфера. В январе   «Я люблю тебя Россия!», феврале спортивные праздники «Веселые старты», «День защитника Отечества», «Масленица». В апреле – «Праздники правильной речи», в мае итогом работы  с семьей в подготовительной  группе         является  выпускной бал «До свидания, детский сад».

Важнейшим способом реализации сотрудничества с родителями является вовлечение их в мероприятие как активных участников. Родители проявляют смекалку, фантазию в различных конкурсах, выставках, фестивалях. Участвуют в проведении мероприятия как ведущие, играют на музыкальных инструментах, рассказывают интересные истории из своей жизни и многое – многое другое.

Подчас у родителей возникают проблемы, которые могут решиться с помощью специалистов. В этом случае на помощь им приходят педагоги – специалисты,  психологи которые проводят диспуты, мозговые штормы. В процессе них, участники приходят к единому мнению. Хочется отметить, что иногда из темы дискуссии вытекает новая проблема и родители предлагают продолжить диспут в дальнейшем.

Консультации и беседы проводим ежедневно во время приема детей и ухода ребенка домой. На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики), его познавательных возможностей и пути их коррекции. Особое место уделяем организации развивающей среды дома: подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения посуды для принятия пищи и объектов познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учетом индивидуальных возможностей.

Помимо консультаций используем и другие формы работы: наглядно-тематические уголки для родителей, выставки, стенды, оформленные в ДОУ, заинтересовываем их современной тематической информацией по вопросам воспитания, здоровья, безопасности детей. В них  входит:  памятки;  буклеты; газеты и журналы, освещающие жизнь детей в детском саду, транслирующие лучший опыт семейного воспитания, содержащие рубрики: «Это интересно», «Важно знать» и т.д.; образовательные маршруты выходного дня, проведения каникул, медиатека.

В силу того, что детский сад является комбинированного вида, основным направлением в работе - коррекция речи. Проблема формирования речи детей является актуальной в наше время. Многие из родителей не всегда знают, как можно помочь своему ребенку. Часто родители рассказывают: «Мы так много читали ребенку, рассказывали, учили стихи, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет: сам ребенок не может описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать, либо отвечает на вопросы односложно…» Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – а не ребенок!»

Мы искали разные формы работы с родителями по оказанию помощи специалистами в коррекции речи детей. Неоднократно обсуждали с родителями данную проблему, и пришли к выводу, что наиболее эффективными формами работы являются - семинары – практикумы, на которых педагоги специалисты знакомят родителей с дидактическим материалом, нетрадиционными игровыми методами работы с детьми по преодолению речевых проблем.

Очень содержательны встречи на темы: «Логопедические занятия дома», «Речь на кончиках пальцев», «Искусство быть родителем». Практические задания для взрослых позволяют обучить их элементарным приемам педагогического взаимодействия с ребенком, вовлечь родителей в воспитательно – образовательную деятельность, заинтересовать их.

Ежегодно проводились и проводятся с педагогами консультации.  Темы самые разнообразные: «ДОУ и родители. Пути сотрудничества», «Анкетирование как метод изучения семьи дошкольника. «Наглядные формы работы с родителями», «Коммуникативные игры с детьми и родителями» «Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества ДОУ» и другие.

Подведение итогов реализации образовательных программ на групповых родительских собраниях ежегодно в конце учебного года мы выстраиваем в форме диалога: родители высказывают не только мнение об организации воспитательно – образовательного процесса в учреждении, но и свои запросы на организацию образовательных услуг, в том числе и дополнительных в новом учебном году.

В заключение хочется поделиться главным результатом и ценностью нашей работы: постоянный контакт педагогов детского сада с родителями воспитанников обеспечивает устойчивый интерес последних к изменениям, которые происходят в развитии их ребенка. А также, дети чувствуют себя в детском саду комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к детям. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого – педагогической культуры и, по- моему мнению, будет способствовать реализации требований ФГОС ДО.

 

Список литературы:

  1. Андреева H.A., Пономарева Л.И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка // Программа и практическое руководство. Курган, 2004. 64 с.
  2. Андреева H.A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Курган, 2000. С. 21-24.
  3. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) / Под ред. Т.А. Марковой.— М.: Педагогика, 1979. 192 с.
  4. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада (Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.) / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. 192 с.