Наши пернатые друзья: конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей

Акинчиц Ольга Александровна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Акинчиц О.А. Наши пернатые друзья: конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


 

Полная тема: Наши пернатые друзья: конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей подготовительной к школе логопедической группы

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнить, расширить представление о зимующих птицах;
  2. Активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы»;
  3. Учить отвечать на вопросы, составлять предложения;
  4. Совершенствовать грамматический строй, подбирать антонимы, употреблять уменьшительно-ласкательные формы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное внимание, речевой слух, фонематическое восприятие;
  2. Развивать правильный вдох-выдох, силу голоса, координацию речи с движением;
  3. Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное, бережное отношение к зимующим птицам;
  2. Формировать навык сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование и материал:

  1. Панно с зимним лесом;
  2. Картинки птиц;
  3. Картинки птиц на палочке;
  4. Сундучок и мешочки с кормом для птиц;
  5. Картинки со следами птиц;
  6. Пластмассовые физкультурные палки;
  7. Картинки с иллюстрациями для сюжетного рассказа «Воробышек»;
  8. Кормушка.

 

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями.

Логопед: Ребята, какое время года сейчас на дворе?

Дети: Зима

Логопед: Правильно, сегодня мы с вами отправимся в зимний парк. Как вы думаете кого мы с вами там можем встретить?

Дети: мы встретим птиц, людей и зверушек.

Логопед: Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадаете о ком мы будем сегодня говорить.

(на мониторе появляются птички-«отгадки»).

Животик желтенький,

Крылышки черные,

На голове черная шапочка.

Дети: Синичка

  1. А эта птичка похожа на красный шарик,

У нее черная головка и черные крылышки.

Дети: снегирь

  1. А   у этой птички черные перышки и красная головка,

И длинный клюв.

Дети: дятел

  1. А  эта птичка маленькая и у нее серая грудка и коричневые крылышки. Дети: воробей

Логопед: Вы правильно отгадали все загадки. Кто скажет о ком мы сегодня будем говорить, кого мы найдем в парке?

Дети: мы будем говорить о зимующих птицах.

Логопед: Ребята, мы же собираемся в гости к нашим зимующим птичкам. А с пустыми руками ходить нельзя. Как же нам быть? Посмотрите, что это за сугроб намела нам вьюга?

(снимают белую ткань и достают сундучок с мешочками.)

Логопед: Мешочки? Интересно что в них? Сейчас мы посмотрим. Вызываются дети по одному. Ребенок опускает руку в мешочек и называет что внутри.

Маша: В мешочке семечки.

Даня: В мешочке крошки хлеба:

Ника: В мешочке пшено.

Оля: в мешочке сало.

Никита: В мешочке сушеные ягоды.

Логопед: Ребята, вот теперь с угощеньем для птичек можно отправляться в парк. И пойдем мы по следам, чьи это следы?

Дети: Птичьи

Логопед: Ступайте по тропинке аккуратно не провалитесь в сугробы, которые намела вьюга.

Упражнение «Через палки мы шагаем».

Дети: Через палки мы шагаем,

Мы на них не наступаем.

Логопед: Вот мы и в парке, какой вкусный и свежий воздух. Давайте подышим и наберемся сил для прогулки по парку.

На мольберт выставляются схемы для дыхательной гимнастики:

 вдох носом-выдох носом;

Вдох-носом – выдох ртом.

Логопед: Открывайте глазки по шире, ставьте ушки на макушки будем искать наших друзей. Смотрите, вот первая птичка прилетела. Кто это?

Дети: Это синичка.

Логопед: Синичка прилетела на пенек, посидела и слетела откуда?

Дети: Синичка слетела с пенька.

Логопед: Вот прилетела ворона и спряталась за ель. Посидела за елью и вылетела откуда?

Дети: Ворона вылетела из-за ели.

А сейчас прилетел снегирь  и сел на ель. А потом устал и слетел где сейчас он решил посидеть?

Дети: Снегирь сидит под елью.

Логопед: А вот наш веселый дятел! Он сидит в дупле и выглядывает. Откуда он выглядывает?

Дети: Дятел выглядывает из дупла.

Логопед: Ребята, посмотрите кормушка пуста. Птичкам нечего кушать. Но хорошо, что мы с вами принесли птичкам корм. Сейчас мы угостим наших друзей.

Логопед: Маша, чем ты будешь кормить синичку?

Ребенок: Я покормлю синичку салом.

Логопед: Сережа, чем ты будешь кормить ворону?

Ребенок: Я покормлю ворону крошками хлеба.

Логопед: Вика, чем ты будешь кормить дятла?

Ребенок: Я накормлю дятла семечками.

Полина, чем ты будешь кормить снегиря?

Ребенок: Я накормлю снегиря сушеными ягодами.

Логопед: Как же хорошо в парке. Воздух свежий, чистый. Птицы наелись и поют нам песенки. Давайте послушаем и угадаем птичьи песенки.

(включается фонограмма птичьих голосов: совы, воробья, вороны, сороки). Птичьи песенки прослушали, а теперь давайте и мы споем и станцуем нашим друзьям.

Ф/м – логоритмическое упражнение «Птички-пальчик».

Логопед: Как же весело в парке. Настроение хорошее и я думаю нам надо придумать для птичек ласковые слова. Я буду бросать мячик и называть слово, а вы мне отвечать ласковым словечком.

Крыло - крылышко

Клюв – клювик

Перо-перышко

Хвост – хвостик

Лапы – лапки.

Логопед: А сейчас, я вам буду бросать мячик и называть предложение. А вы мне отвечать предложением со словами наоборот.

У вороны большие крылья – а у воробышка маленькие крылышки.

У сороки длинный хвост – а у воробья короткий хвостик.

У дятла большой клюв – а у синички маленький клювик.

(на мониторе появляются сюжетные картинки Ильяковой )

Логопед: Ой, ребятки посмотрите кто это там замерз в снегу? Маленький несчастный воробушек! Глядите, Маша и Витя вовремя пришли к воробышку на помощь. Вот интересно спасут ребята птичку? А это вы узнаете, когда разложите правильно картинки и составите рассказ про спасение воробья. Не забудьте дать своему рассказу название.

Предлагаю поделиться на две команды, дети с эмблемами «воробьи» в одной команде, дети с эмблемами «синички» в другой команде.

Дети раскладывают сюжетные картинки, лежащие на ковре по порядку, составляют рассказ. Затем рассказывают рассказ по предложению продолжая друг за другом. В конце один ребенок рассказывает рассказ полностью.

Логопед: Ну что же ребята! Вот и закончилась наша прогулка в парк. Пора возвращаться.

Упражнение «Мы шагаем».

Логопед: Но вот мы опять в зале. Ребята, с какими птичками мы сегодня познакомились?

Дети: С зимующими.

Логопед: А как мы помогаем нашим птичкам зимой?

Дети: Мы делаем кормушки для птиц и раскладываем в них корм.

Логопед: Ребята, посмотрите какую кормушку подарили нам Витя и Маша. Сегодня обязательно на прогулке выберем дерево и повесим ее!