Предметно-пространственная среда группы

Столярова Нина Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Золушка", Республика Мордовия, Чамзинский район, п. Чамзинка

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Столярова Н.Ю. Предметно-пространственная среда группы // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 19.04.2024 ).


 

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени, среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной  жизнью. Его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…

 Е.И. Тихеева

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно- пространственной среды.

Что же относится к понятию «предметно-пространственная среда»? «Концепция дошкольного воспитания» даёт чёткий ответ: под развивающей предметно-пространственной средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на ребёнка наиболее эффективно. Предметно-пространственная среда должна выполнять по крайне мере две важнейшие функции.

Одна из функций носит воспитывающий характер, другая развивающий. Ведь предметно-пространственная среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, в свою очередь, несут определённые знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта.

Создание предметно - развивающей среды в группе развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной  деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы - игровой, яркий, предметный.                                                                                                       

Модель построения, предметно - развивающей среды нашей группы, базируется на двух простых целях:

1.   Детский сад - это второй дом для детей, в котором  должно быть уютно и радостно;

2. Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.

Анализируя  Программу воспитания и обучения в детском саду под ред.М.А. Васильевой, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы создали для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей.

Наша группа оформлена так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.

Как театр начинается с вешалки, так и наша группа начинается с групповой раздевалки. В комнате для приёма детей находятся детские шкафы для верхней и сменной одежды, скамейка, журнальный стол. Наглядная информация для родителей представлена на настенных стендах, в тематических папках-передвижках.

Вариативность и разнообразие материалов в группе позво­ляют удовлетворить разные интересы и пред­почтения детей, ощутить собственное Я. Предусмотрено удобство для организации разнообразной, инди­видуальной и коллективной деятельности детей. Мебель размещена так, что ребенок видит воспитателя, а воспитатель ребенка.

В нашей группе имеется игровой уголок с такими игрушками, как: куклы,   машины разных размеров, каталки, деревянный строительный материал, пластмассовый строительный материал, конструктор  ЛЕГО, мягкие модули (используются в конструировании  и спортивной деятельности детей), мелкие деревянные кубики.

Имеется  компактный спортивный мини-комплекс «Геркулес», в физкультурном уголке имеется традиционное и нетрадиционное оборудование, которое используется в самостоятельной деятельности детей.

Во все времена девочки играли с куклами "в дочки-матери", а мальчики брали на себя роль папы. Это естественно, ведь именно семья дает ребенку первые впечатления об окружающем мире. Подражая домашней работе взрослых, дети учатся выполнять домашние обязанности: вытирать пыль с кукольной мебели, подметать пол "в своем доме", стирать кукольное белье, готовить обед, заботится о малыше - кукле. Для организации этого типа игр в группе имеется уголок сюжетно – ролевых игр, где дети развивают и обыгрывают сюжеты. В уютной кухоньке с мойкой и газовой плитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить. В буфете хранится столовая и чайная посуда. Перенося ее из буфета на стол и обратно, дети придумывают для себя различные игры и роли.

Для развития слуха приобретаем игрушки, издающие различные звуки, слушаем и поём песни из мультфильмов. В качестве звукового дизайна используем кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы (звуки воды, звуки грозы, шелест листьев), и всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Все это можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

В группе есть полки с дидактическими  материалами и пособиями для самостоятельной деятельности детей. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, наборы грибочков разного размера, шнуровки, разные виды мозаик, застежки, различной сложности пирамидки, игры с прищепками, настольно – печатные игры. Своим многофункциональным применением и красочным видом они постоянно привлекают внимание детей, побуждая их к игре. Ценность этих игр заключается в том, что часть из них сделана руками пап и мам наших детей.

Как показал опыт, дети с удовольствием располагаются в этой зоне для организации совместных игр, свободной деятельности.

В этом возрасте у детей формируют интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость при общении с ними. С этой целью мы стараемся создать в группе все  необходимые условия.

В уголке природы дети долгое время могут наблюдать за золотой рыбкой, рассматривают растения, иллюстрации из цикла «Животный мир» и «Растительный мир».

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому, в своей практике я использую такую форму работы с родителями как День добрых дел. Благодаря этому мероприятию выяснилось, что наши родители – талантливый народ, среди них есть замечательные модельеры, художники и просто люди у которых «золотые руки». С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголок «дружбы», где дети могут посидеть на уютном диванчике, сделанный руками пап.  

Мы стараемся сделать так, чтобы детям у нас было уютно, интересно и радостно. Да и для нас самих наша группа стала настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.