Воспитываем любовь к природе и культуре родного края: консультации для педагогов

Головко Людмила Андреевна

Воспитатель, МДОУ ИРМО «Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида», Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Головко Л.А. Воспитываем любовь к природе и культуре родного края: консультации для педагогов // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 20.04.2024 ).


 

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему,  даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Но все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный, сточки зрения педагогики, выбор объектов, о которых следует рассказать детям. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой  славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое – затерялось в глухой тайге, третье – широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, рабочие.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей. В другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков и т.д.. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, палехские  мастера прославились искусством лаковой миниатюры, мастера Прибайкалья радуют украшениями и поделками из полудрагоценных камней.

В своей группе я строю работу так, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако, было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны, в которой они живут. И задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

  • люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, магазинах… они готовы всегда помочь друг другу. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
  • в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции, отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов;
  • здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;
  • в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
  • здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
  • каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений, лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Наш край называется Сибирью. Иркутская область имеет огромные размеры. Сибирь богата лесами, полезными ископаемыми (нефть, газ, каменный уголь, золото, железная руда, …). По территории Сибири течет много рек – больших и маленьких. Самая красивая, конечно, наша красавица Ангара. Она самая-самая, потому что с нею связана его жизнь, детство. Приятные воспоминания природы, сибирских рек и прибрежных лесов воспеты в рассказах , стихах и песнях. Больше всего стихов посвящено озеру Байкал и реке Ангаре. Много сказаний о Байкале сочинил народ.

В Прибайкалье живет много народностей. У каждого народа свой язык, своя культура и история. Самые многочисленные народы русские и буряты. Наш край славен не только своими природными богатствами, но и дружбой народов, живущих на нашей земле. У каждого народа есть свои улицы и герои, свои легенды и песни, загадки и пословицы.

Немало замечательных  людей прославили нашу сибирскую землю. Дети должны знать своих героев в лицо.