Влияние инклюзивного дошкольного образования на результаты обучения и социальной интеграции детей

Ларцева Татьяна Александровна

Старший воспитатель, МБДОУ детский сад №30 комбинированного вида, Свердловская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ларцева Т.А. Влияние инклюзивного дошкольного образования на результаты обучения и социальной интеграции детей // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 23.04.2024 ).


 

Влияние инклюзивного дошкольного образования на результаты обучения и социальной интеграции детей.

 

 «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком,

думай о том, что тебя соединяет,

а не о том, что тебя разъединяет с ним»

Л.Н.Толстой.

 

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, период интенсивной ориентации в них, главное новообразование - новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. МБДОУ детский сад №30 комбинированного вида посещают 194 ребенка из них 26 детей с ОВЗ, 5 детей, имеющих инвалидность (нарушения слуха и зрения, сердечная недостаточность, сочетанные дефекты развития)

Наш детский сад имеет многолетний опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. С введением инклюзивного образования ДОУ стали посещать дети-инвалиды, поэтому мы пошли по пути создания гибкой системы, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Новый универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию (включение) как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого».

Цель нашей педагогической деятельности это создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи: 

  1. Обеспечение всестороннего развития воспитанников, их социальную адаптацию;
  2. Сохранение и укрепление психического здоровье, с учетом индивидуальных особенностей;
  3. Обеспечение равных стартовых возможностей воспитанникам с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях;
  4. Оказание консультативной помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ и повышение родительской компетентности в вопросах толерантности и совместного обучения дошкольников.

В своей работе мы опираемся на принципы: единства диагностики и коррекции;  системности профилактических, развивающих и коррекционных задач; комплексности методов психолого-коррекционного воздействия; активного привлечения ближайшего социального окружения.

Немаловажная роль принадлежит соблюдению этапов инклюзивного образования в  ДОУ. Это своевременное выявление детей с ограниченными возможностями; выявление и определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их развитии; определение оптимального индивидуального образовательного  маршрута; осуществление квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ПМПК; отслеживание динамики развития ребенка и эффективности коррекционной работы; формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, и детям с инвалидностью в детском коллективе и в сообществе родителей.

В нашем детском саду инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. Организованны специальные логопедические группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Есть дети - инвалиды с сочетанными нарушениями, т.е. с двумя и более дефектами развития. Знакомясь с материалами Национальной Недели инклюзивного образования США, мы обратили внимание на схему, которая оказалась для нас полезной при описании результатов влияния инклюзивного образования. Схема состоит из трех взаимосвязанных областей:  

  • Причастность
  • Отношения
  • Знания и навыки.

Понятие причастности фокусируется на том, насколько ребенок принят и активен в группе, а также на его включенности в социальную структуру группы. Мы стараемся, чтобы каждый ребенок активно участвовал в жизни группы, как через организованную, так и через свободную деятельность, во всех мероприятиях детского сада. Вносим изменение правил игры; предоставляем ребенку дополнительную попытку; оптимально размещаем воспитанников в группе совместного творчества; привлекаем типично развивающих детей к посильной помощи детям с ОВЗ.

Понятие отношений охватывает широкий ряд моделей поведения и сложных межличностных взаимодействий. Ребенок может завязывать отношения в любом окружении, а котором он проводит время: игровых, приятельских; оказания помощи; принятия помощи, групповых; конфликтных. В своей педагогической деятельности мы руководствуемся простыми правилами бесконфликтного общения: избегаем злоупотребления критикой; демонстрируем неподдельный интерес к другим людям; стараемся быть хорошим слушателем; помогаем детям чувствовать свою значимость; уважаем мнение детей; избегаем ненужных споров; убеждаем, а не приказываем; придерживаемся положительной установки.

Знания и навыки - самый традиционный из трех параметров оценки значения инклюзивного образования и наиболее знакомый психологам и педагогам. При этом его легче всего измерить. Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Поэтому наши усилия направлены на создание ситуации «успеха», участие в конкурсах ДПИ и ИЗО, уже стало традицией участие в творческих интернет конкурсах чтение стихов, импровизация, театральные постановки, неоднократно отмечены грамотами, благодарностями и дипломами.

Отсутствие дискриминации, привитие у дошкольников и взрослых умения ценить каждого и принимать и понимать любого, все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь; предоставление возможности социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости - вот результат инклюзивного образования в нашем ДОУ.