Чудеса осеннего леса

Якобчук Валентина Александровна

Воспитатель,  МБДОУ детский сад № 13, г.о. Балашиха

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Якобчук В.А. Чудеса осеннего леса // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


 

Цель: развитие компонентов речи детей на примере знаний о лесе.

Программные задачи:

- уточнить, что такое лес;

- учить подбирать слова – антонимы;

- закрепить умение правильно определять названия деревьев и их листьев;

- активизировать умение правильно находить слова на определенный звук и группировать их;

- выявить знание детей о домишках, в которых живут обитатели леса;

- активизировать желание и умение загадывать загадки по схемам;

- воспитывать умение любоваться красотой природы.

Активизация словаря: кленовый, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, березовая роща, дубрава, ельник, осинник, сосновый бор, листопад.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы и заучивание наизусть стихотворений о лесе;

- беседы о лесе и его обитателях;

- составление и разгадывание загадок о лесе и его обитателях;

- знакомство со схемами для составления загадок.

- рассматривание иллюстраций и репродукций картин об осеннем лесе;

- разучивание физминуток «Мишки» и «Кузнечики»;  

- раскрашивание акварелью дубовых, кленовых, рябиновых, березовых,  осиновых листьев.        

 Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о загадочном месте, а каком вы отгадайте сами.

«Дом со всех сторон открыт,

 Он резною крышей крыт.

 Заходи в зеленый дом,

 Чудеса увидишь в нем». (Лес).

- Правильно, это лес.

- А чем чудесен лес осенью? (Разноцветной листвой).

(Показ иллюстраций с изображением осеннего леса).

- Какого цвета листва вам больше всего понравилась?

(Воспитатель обращает внимание детей на листья расположенные на полу.

 В определенных местах расставлены иллюстрации с изображением деревьев: рябина, осина, дуб, клен, береза).

- Ребята, посмотрите, как ветер разбросал листву. Как называется падение и кружение листьев в воздухе, одним словом? (Листопад).

- Правильно.

- А почему осенью деревья сбрасывают свою листву?

(Потому что зимой нет тепла и воды, так необходимых для роста деревьев).

Да, это правильный ответ.

- Обратите внимание на разнообразие листьев. Поднимите один из них.

- Определите с какого дерева ваш лист и по моему сигналу вы должны встать к тому дереву с которого упал ваш листок.

- Раз, два, три к своему дереву беги! (Дети находят свои места).

(Воспитатель подходит к одному дереву и спрашивает детей).

- Ребята, назовите ваше дерево. (Береза).

- Хорошо.

- А как правильно называется листок у каждого из вас? (Березовый).

- Молодцы.

(По такому же принципу воспитатель  беседует с каждой подгруппой детей).

- Дети, вы очень хорошо справились с данным заданием.

- Лес богат деревьями. Но леса бывают разные.

- Как называется лес, в котором растут только лиственные деревья?

(Лиственный).

- Правильно. А лес, в котором растут только хвойные деревья? (Хвойный).

- Молодцы! А как называется лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья? (Смешанный).

- Хорошо. А как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща).

- Замечательно! А лес, в котором растут одни дубы? (Дубрава).

- Отлично!  А если одни ели? (Ельник).

- Правильно. А одни сосны? (Сосновый бор).

- А осины? (Осинник).

- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

Но лес славится не только изобилием растительности, но и его живыми обитателями.

(Воспитатель раздает детям лепестки с изображением различных обитателей леса на звуки: «с» и «сь» (стрекоза, сорока, сороконожка, скворец, сова), «л» и «ль» (лиса, лось, ласка, лягушка, летяга), «к» и «кь» (кабан, кукушка, комар, кузнечик, крот), «м» и «мь» (медведь, мышка, мухоловка, муравей), «б» и «бь» (бобр, бабочка, белка, барсук, божья коровка), «в» и «вь» (ворон, волк, водомерка, воробей, выпь) и объясняет правила игры).

- Дети, сейчас мы поиграем, соберем цветы. Вы возьмете лепестки цветка.

На них изображены обитатели леса, название которых начинается с определенного звука. Ваша задача собрать лепестки по звукам. Приступайте к работе.

(Дети выполняют задание).

- Молодцы, ребята. Перечислите мне своих обитателей леса.

(Воспитатель опрашивает поочередно детей каждой ромашки).

- Вы правильно выполнили задание. Теперь садимся за столы.

- Каждое живое существо в лесу имеет свой домик.

Давайте вспомним некоторые из них.

Назовите домик (муравья, сороки, медведя, бобра, пчелы, лисы, белки, волка, мышы, заяца, совы, барсука, сквореца).

- Вы правильно назвали домишки обитателей леса.

У  каждого человека тоже есть свой дом. Назовите мне свой домашний адрес.

- На прошлом занятии мы с вами подбирали слова разные по звучанию, но одинаковые по смыслу. А сегодня мы постараемся подобрать слова разные по смыслу. Я буду называть свои слова, а вы будете говорить наоборот.

- Дерево высокое – дерево (низкое);

- заяц трусливый – заяц (храбрый);

- гриб съедобный – гриб (ядовитый или несъедобный);

- Дорога каменистая – дорога песчаная;

- тропинка узкая – тропинка широкая;

- небо ясное – небо (хмурое);

- змея длинная и змея (короткая).

- Молодцы, ребята, вы правильно назвали слова-наоборот.

(Воспитатель проводит физминутку).

«Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали.

Вот так, вот так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Вот так, вот так и из речки воду пили.

А потом они плясали, лапы выше поднимали.

Вот так, вот так лапы выше поднимали.

А теперь кузнечики поднимите плечики,

Прыг – скок, прыг - скок, стоп, сели.

Травушку покушали, тишину послушали,

Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко».

(Все движения выполняются по тексту).

- Ребята, вы прекрасно знаете, что такое загадка. Мы на занятиях пробовали самостоятельно придумывать загадки. Сегодня я предлагаю вам схемы, которые помогут вам при составлении загадок. Так как речь на занятии шла о лесе, так и загадки сегодня будут об обитателях леса. Давайте рассмотрим наши схемы и расшифруем их:

1) Кто это зверь, птица или насекомое?

2) Крупное или мелкое?

3) Чем покрыто туловище?

4) Цвет.

5) Чем питается?

6) Особенности строения.

(Желающие загадывают загадки, а дети отгадывают).

- Вот наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы, сегодня, занимались. (Ответы детей).

- Правильно, сегодня мы вспомнили, что такое лес, его виды. Полюбовались

Красотой осенних деревьев. Вспомнили некоторые названия деревьев и их листьев. На примере собирания цветов, перечислили некоторых обитателей леса. Назвали домишки обитателей леса и людей. Придумывали слова – наоборот. Составляли загадки.

Ребята, лес прекрасен не только красотой деревьев, но и изобилием его обитателей. Но такая красота может погибнуть, если человек не будет ее беречь. Так давайте же будем заботиться о лесе.

3212П1.Б.2016.4