Конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей 5-6 лет с задержкой психического развития на тему: «Фрукты»

Тарасова Наталья Андреевна

Воспитатель, МКДОУ д/с №133, г. Новосибирск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тарасова Н.А. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей 5-6 лет с задержкой психического развития на тему: «Фрукты» // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 20.04.2024 ).


ПРИЛОЖЕНИЕ: Цвета и формы. Разрезные картинки. Карточки (.PDF)


 

Цели:

Образовательные:

  • учить составлять описательный рассказ о каком-либо фрукте;
  • учить отгадывать загадки;
  • учить отвечать полными ответами;

Коррекционные:

  • развивать речь через художественное слово, полные ответы на вопросы и составления рассказа о фрукте;
  • развивать логическое мышление ;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать тактильное восприятие через игру «Чудесный мешочек»;
  • развивать обонятельное восприятие через игру «Узнай по запаху»;
  • развивать внимание через дидактические игры;
  • развивать целостность восприятия;

Коррекционно-воспитывающие задачи:

  • воспитывать усидчивость и интерес к обучающим играм.
  • Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

   

Словарная работа: фрукты, сочный, круглый, овальный, треугольная, твердый, мягкий, гладкий, бархатистый, сладкий, кислый.

Материалы и оборудование:

  • Мешочек с фруктами, муляжи фруктов.
  • Изображение капелек красок разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый).
  • Разрезные картинки фруктов (разрезанные на 4 - 5 частей).
  • Изображение геометрических фигур(овал, треугольник, круг).
  • Изображения фруктов.
  • картинки: лимон, яблоко, груша, апельсин, слива;
  • настоящие яблоки в мешочке.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята!

Сообщение темы занятия.

Я была в магазине и что-то для вас купила. Посмотрите, какой чудесный мешочек я вам принесла, но он не пустой, в нем что-то лежит.

 

 2. Основная часть:

Изучение нового материала:

«Чудесный мешочек».

Надо не заглядывая в мешочек, на ощупь, угадать, что там лежит, а только потом достать и составить рассказ об этом предмете. Давайте я начну, а вы продолжите.

Педагог опускает руку в мешок, находит лимон и говорит: «Я нашла лимон». После чего достает, показывает ребятам и рассказывает о нем.  Лимон овальной формы, желтого цвета. Лимон  сочный, кислый. После чего задания выполняют дети. Если дети затрудняются составить рассказ, педагог задает наводящие вопросы. Когда игра закончена, педагог спрашивает: «Скажите, как все это можно назвать одним словом?»(фрукты)

3. Отгадай загадки.

А еще я подготовила для вас загадки. Педагог раздает детям наборы одинаковых картинок.  Сейчас я буду вам их читать, а вы будете показывать картинку отгадку.

 

Он похож на апельсин,

 С грубой кожей, сочный.

Недостаток есть один

Кислый он уж очень..(лимон)

На лампочку похожа,                                   Вкусна, сочна, нежна

Душистым ароматом

Наполнена она.     (груша)

Что за сладкие рожки

В желтой одежке?

Что любят кушать обезьяны? -

С пальмы спелые ... (бананы)

Само оно с кулачок,

Имеет красный бочок,                                       Дотронешься- гладко,

А откусишь- сладко.(яблоко)                                     

Он похож на рыжий мяч,

Только уж не мчится вскачь,

В нем много витамин ,

Это спелый…. (апельсин)

 

 

  • Игра «Собери картинку».

- У вас на столах есть кусочки картинок с изображением разных фруктов, попробуйте собрать картинку, и назвать какой фрукт на ней изображен.

 

 

 

4. Физкультминутка: «Фрукты»

 Будем мы варить компот.                              Маршировать на месте

Фруктов нужно много. Вот.                            Показать руками «Много».

Будем яблоки крошить,                                  Имитировать как крошат,

Грушу будем мы рубить,                                 рубят, отжимают,

Отожмем лимонный сок,                              

Слив положим , сахарок.                                 Кладут, насыпают сахарок.

Варим, варим мы компот,                               Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.                                   Хлопать в ладоши.

  1. Закрепление пройденного материала:

* Игра «Найди такой же фрукт».

По форме.

Педагог показывает детям круг и предлагает выбрать из набора муляжей фруктов, похожие по форме на круг (апельсин, персик, яблоко, гранат). При этом уточняет форму каждого фрукта с помощью вопросов.

- Какой апельсин по форме? (апельсин круглый)

- Какой персик по форме? (персик круглый)

Аналогично рассматриваются фрукты овальной формы.

По цвету.

Педагог показывает детям изображение капельки краски зелёного цвета. Дети выбирают соответствующие фрукты – яблоко, груша и т. д. С помощью вопросов закрепляется название цвета.

- Какая груша по цвету? (груша зелёная) И т. д.

Аналогично рассматриваются фрукты оранжевого и красного цвета.

По форме и цвету.

Педагог показывает детям круг и изображение капельки краски красного цвета и задаёт вопрос:

- Какой из фруктов одновременно круглый и красный (гранат, яблоко)

- Яблоко, какое? (Яблоко круглое и красное.)

Аналогично рассматриваются другие сочетания – круг и изображение капельки зелёного(оранжевого) цвета, овал и изображение капельки зелёного или желтого цвета и т. д.

  • Психокоррекционное упражнение «Зеваки» (Чистякова М.И.)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово-название фрукта) дети останавливаются, хлопают раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

6. Итог занятия:

Подведение итогов занятия.

- Скажите, что я купила сегодня в магазине и принесла к вам? (дети перечисляют названия фруктов)

- Как это всё, что я купила, можно назвать одним словом? (фрукты)

- Где растут фрукты? (в огороде, во фруктовом саду).

«Узнай по запаху»

Вы сегодня такие молодцы, справились со всеми заданиями, и я хочу  вас угостить. Узнайте по запаху, что за гостинцы она вам принесла. Педагог дает ребятам понюхать мешочек с яблоками, после чего дает их детям.

До свидания!